Смекни!
smekni.com

Великий чайный путь (стр. 2 из 2)

Отец, доктор технических наук, много раз водил ее к фамильному дому, мечтая о его возрождении. Он и разработал программу восстановления памятника, но не дожил до начала ее осуществления. И когда согласие властей на передачу дома в аренду было получено, этим занялась его дочь. Она возглавила созданное ЗАО «Перловы и Ко» и поставила грандиозную задачу: восстановить исторический облик здания таким, каким он был при Сергее Перлове.

Изначально здание было отдано Перловым в аренду на 49 лет, чтобы они нашли инвестора, восстановили и отреставрировали памятник, а потом управляли бы его эксплуатацией. Однако пока искали инвестора и собирали необходимые документы, сроки вышли, и пришлось начинать все сначала. И тогда Жанна Киртбая обратилась за помощью к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Во внимание к заслугам Перловых и их благотворительности во благо Церкви, Его Святейшество написал мэру Москвы ходатайство о том, чтобы Перловым отдали это здание в аренду на законных основаниях. В ответ было получено согласие: Перловым предоставили приоритетное право на конкурсе при прочих равных условиях. И с аукциона фирма Перловых выкупила право арендовать это здание с обязательством его восстановить и с последующим переводом в собственность без дополнительных платежей, но только когда выйдут нормативные документы о приватизации памятников федерального значения. Хотя ныне дом переведен в московскую собственность, он остается памятником архитектуры.

Грандиозная задача — восстановление исторического облика здания была решена.

После длительной реставрации, в которой принимали участие китайские специалисты, дом, его деревянный декор были полностью восстановлены и вновь москвичи и гости столицы могут любоваться его потрясающими внешним и внутренним убранствами.

На всем протяжении чайного пути в России до сих пор сохранились купеческие здания чаеторговцев в Кяхте и Иркутске, Екатеринбурге, а также еще один «чайный дом» купцов Кузнецовых на Садовом кольце в Москве.

Секреты производство и хранения

Китайцы с глубокой древности научились хранить чай годами, выдерживать его, чтобы он, подобно хорошему вину, приобретал утонченный аромат и особую крепость. Чай, когда-то перевозимый из Китая через Монголию в Россию на верблюдах и лошадях, достигал потребителя иногда спустя годы после изготовления, но от этого он не только не становился хуже, но, наоборот, приобретал такое высокое качество, что ценился на мировом рынке значительно выше, ч чаев, ввозимых в Европу морским путем. Это «караванный чай» транспортировали в деревянных ящиках, сделанных из особой, хорошо просушенной и лишенной запаха древесины (дерево альбиция) , выложенных внутри оловянными листами, а снаружи покрытых плотным слоем водонепроницаемого лака. Сверх того, ящики оклеивали бумагой бумагой, помещали в двойные бамбуковые плетенки, а затем обшивали кожами или шкурами, шерстью наружу так, что места швов перекрывали дважды. Эта хотя и весьма примитивная и громоздкая, но тем не менее исключительно надежная герметизация давала возможность чаю без всякого ущерба для его качества находиться в неблагоприятных условиях пути до 18 (иногда и более) месяцев, не считая дальнейшего пребывания на чайных складах и в магазинах.

Привезенный в Россию «караванный» чай, в Иркутске сортировался по сортам и видам, развешивался и расфасовывался в небольшие упаковки. Чай старались защитить от влаги вощеной бумагой, позже — фольгой. Для оленеводов, охотников, рыбаков начали изготавливать прессованные плитки черного чая: компактные, занимающие мало места в походной суме или рюкзаке.

Резкое удешевление китайского чая произошло в начале XX в., когда начала полностью функционировать Транссибирская магистраль — железная дорога, соединявшая Сибирь и Дальний Восток с Петербургом. Благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Чаеразвесочные фабрики в Иркутске, Екатеринбурге, Москве выдавали огромное количество упаковок чая в розницу. Естественно, что желание «подзаработать» на продаже чая в России привело недобросовестных торговцев к фальсификации чаев.

Российскую фальсификацию чаев можно разделить на два основных вида. Первый — использование для фальсификации настоящего чая природных растительных продуктов местного происхождения. Второй — подкрашивание и химическая обработка, а также вторичная переработка спитого чая. Основным сырьем для подделки чая служили: кипрей, морковь, отдельные виды кавказской лавровишни, в Сибири — бадан. Все эти подделки, как правило, легко различимы при первой же заварке чая, ибо не дают характерного чайного вкуса, не говоря уже об аромате, а только имитируют «чайную» окраску настоя, причем, всегда очень интенсивную, чем и подкупают нетребовательного, бедного и невежественного потребителя. Для здоровья такие подделки чаще всего не представляют никакой опасности. Хотя, собирая большое количество кипрея или бадана в качестве чайного сырья, сборщики захватывали и другие растения — попутчики-сорняки, которые могли быть и чрезвычайно ядовиты. Не сортируя, не отсеивая собранное, ибо это невыгодно из-за потери времени, изготовители суррогатного чая порой невольно, создавали довольно ядовитые смеси, являющиеся причиной отравления, а иногда и смерти потребителей.

Вот почему, даже, казалось бы, «безобидную» фальсификацию чая с использованием натурального растительного сырья, все равно расценивали как мошенничество, опасное для здоровья, и до 1941 г. преследовали по закону. В 1930-е гг. «чайных» мошенников показательно судили, как злостных вредителей. В 80-е гг. XX столетия, в период перестройки, в народе вновь заговорили о необходимости ввести наказание за производство отвратительного чая, особенно тех сортов, которые были «акклиматизированы» в СССР (Грузинский и Краснодарский чай).

Особенности заварки

История чая, его свойство и употребление великолепно изложены в книгах В.В. Похлебкина, выдержавших не одно издание. В них подробно рассказывается о сортах чая, истории употребления напитка и, главное, о способах его приготовления.

Так, в Сибири, а также в степной зоне юго-востока нашей страны чай употребляют с молоком. Сначала в чашку наливается молоко, затем кипяток, а позже — кладется заварка. Казалось бы, какая принципиальная разница, что за чем добавлять? А оказалось, что разница есть. Сибирским краеведом С.А. Гурулевым в статье «Чай по-сибирски» объясняются физические закономерности, которые создают уникальность вкуса «сибирского» чая. Станислав Андреевич сделал предположение, что вкусовые качества молока повышаются под влиянием теплового воздействия и механического перемешивания. Таким образом, обычный чай с молоком начинает казаться чаем со сливками. Вместе с тем молоко смягчает действие кофеина и других алкалоидов, в то время как танин чая делает слизистую оболочку желудка менее восприимчивой к отрицательным явлениям брожения цельного молока. Так чай помогает молоку, а молоко - чаю.

В Агинских степях Забайкалья буряты в морозные и ветреные дни в чай с молоком, почти кипящий, добавляют бараний жир и соль. После такого напитка, ощущаешь прилив тепла во всем теле, и суровость погодных условий как бы смягчается.

Плиточный черный чай крепко заваренный — любимый напиток в центральной и северной Якутии, гостя обычно спрашивают: «Вам какой чай — густой, да?».

Очень трудно переоценить роль воды при заваривании чая. Если чайник является «отцом» чая, то вода по праву считается его «матерью». Сами же китайцы писали об этой связке так: «Чай является духом воды, тогда как вода является телом чая. В плохой воде не проявится дух, плохой же чай изуродует тело». Также часто говорят: «Нелегко заполучить хороший чай, но найти прекрасный родник еще сложнее». Вывод напрашивается сам собою: чтобы насладиться хорошим напитком, мало иметь хороший чай, необходимо наличие хорошей воды!

На востоке, в Японии и Китае, существуют целые церемонии чаепития, которые устраиваются в специальных павильонах и обставляются большим количеством ритуалов. В России же чай употребляется без церемоний, но в значительных количествах. Замечательные художники В. Перов и Б. Кустодиев запечатлели такие чаепития в своих картинах «Чаепитие в Мытищах» и «В трактире». На полотнах мастеров запечатлено, как купцы пили чай «с полотенчиком», до 15-20 стаканов за раз, вытирая обильный пот, наслаждаясь ароматом горячего напитка. В трактирах, а позже в чайных, которые предшествовали общепитовским столовым и кафе, в селах и крупных деревнях, путникам и ямщикам-извозчикам предлагался чай. Шустрые половые-ярославцы (официанты) разносили заварные чайники, а на столах кипели разномастные самовары. Наиболее известными самоварами были баташовские из Тулы, объемом от 5-10 литров до 5-ведерных в 50-60 литров.

Сложившиеся в народе пословицы и поговорки отражают его отношение к древнему китайскому напитку, который превратился в подлинно народный напиток, притом такой, отсутствие которого стало просто немыслимым в российском обществе. «Чай — это долгий разговор добрых людей», «Где есть чай, там и под елью рай», «От чая лиха не бывает», «Выпьешь чайку — позабудешь тоску».

«Великий чайный путь» сегодня

Сегодня география «Великого чайного пути» - это огромная сеть торговых путей, связывающая многие страны, по которым кроме других товаров, перевозят и чай.

Сейчас многие дороги исторического «Великого чайного пути» превратились в автомобильные и железнодорожные магистрали, по которым идут товарные потоки и осуществляются туристские перевозки. Часть дорог заброшена и представляет интерес в основном для туристов. Это самый длинный сухопутный туристский маршрут, позволяющий пересечь Евразию и посетить многие страны, путешествие по нему дает возможность глубже узнать древнюю, уникальную культуру чая и заново открыть многое из того, что забыто. Маршрут становится популярным и привлекает все большее количество путешественников.