регистрация / вход

Город Буй. История и день сегодняшний

Древний Буй, заложенный в месте слияния реки Костромы и ее притока Вексы, представлял собой городок-крепость. При крепости, как обычно, существовал посад со слободами на окраинах.

Город Буй. История и день сегодняшний

Николай Владимирович Вехов

О многих наших провинциальных городах большинство жителей России наверняка даже и не слышали. Вот и районный центр Костромской области — из таких «незнакомцев».

…В 1536 году жители костромских волостей, обеспокоенные частыми набегами татар и черемисов, били челом Ивану Грозному о постройке у них «осадного бережения (крепости. — Н. В.) того ради, что тамо волости многие, а от городов далече»1. Вскоре был «поставлен <…> в Костромском уезде Буй-городок на Кореге»2. С этого времени он ведет свою историю. По поводу его названия до сих пор нет единого мнения. В словаре В. И. Даля слово «буй» имеет несколько значений: открытое место, пустырь на возвышении («гонка на буй» — «сходбище девок и парней на просторе, откуда они расходятся четами, знакомятся и сватаются»), производное от слова «буйна» — свая, бревно, коряга посреди речного русла (отсюда — буй, то есть поплавок на воде, изображенный, кстати, на первоначальном гербе города) или от слова «буйный»3. Все три значения в том или ином смысле допустимо считать исходными при образовании названия городка. Наконец, существует еще и четвертая гипотеза: «буй» у кочевых народов означало становище, стан. Тоже «подходит».

* * *

Древний Буй, заложенный в месте слияния реки Костромы и ее притока Вексы, представлял собой городок-крепость. При крепости, как обычно, существовал посад со слободами на окраинах. На правом берегу Костромы располагалась Большая слобода, на левом берегу Вексы — Малая. В 1542 году в Буе возвели Благовещенскую церковь. Ее строил игумен Предтеченского Железноборовского монастыря Нифонт на земле волостных крестьян, старостой которых был Юрий Губин. В царевой грамоте говорится: «Нифонту с братией церковь поставить для осадного времени и службу устроить, а Юшке Губину с товарищи дать в обмен на монастырской земле, а Юшка Губин из того двора не идет вон и не опорожняет»4.

В 1546 году Иван Грозный выдал грамоту на слободку в Буе Симонову монастырю: «Се аз князь великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал игумена Симонова монастыря архимандрита Трифона з братией, что у нас в Костромском уезде в Буе-городке монастырская слобода, а судить людей той слободы архимандриту»5. Московский Симонов монастырь имел в Галичском и Костромском уездах обширные вотчины. В переписи его владений за 1562 год значатся: «В Буе-городке двор осадный, <…> да за городом вне, на посаде, двор монастырский за рекой Костромой, ниже Симоновой слободки»6.

В XVII веке в Буйской волости появляются и другие храмы. Воскресенскую церковь построили на посаде, Троицкую — в слободке за Вексой. Троицкая простояла недолго. В переписи 1653 года говорится: «Она <…> без пенья, и попа и дьячка нет», а в 1718 году «об оной Троицкой церкви земские старосты показали, что оная церковь запустела и вся сгнила»7.

После взятия Казани (1552), когда опасность со стороны поволжских народов для русских земель исчезла, «осада Буй» превратился в обычный глубоко провинциальный городок. Исторических документов тех времен сохранилось очень мало, поэтому буйские анналы изобилуют пропусками и «белыми пятнами». Вот что известно, кроме сообщенного нами выше, о ранней истории города.

* * *

Издавна Буй являлся местом ссылки — сначала опальных бояр, а во второй половине XIX века — революционеров. Одним из первых еще в 1587 году сюда сослали князя Андрея Ивановича Шуйского — дядю будущего царя Василия Ивановича Шуйского8.

В XVII столетии посад быстро рос и вскоре занял противоположный правый берег Костромы; чуть позднее и за Вексой стали возникать слободы (по мере расширения города посад вошел в черту старинного центра, сейчас на его месте находится площадь Революции).

Первые два–три столетия вся жизнь в Буе проходила в основном в пределах «стрелки» (место слияния рек) и «кремля» (так жители города называли крепость). Расположенный сразу за рвом посад фактически был небольшим селом, своеобразной «околицей». Вместе с крестьянами из отдаленных селений посадские торговали прямо под стенами «кремля». Так здесь возникла торговая площадь, получившая, однако, соответствующий официальный статус только через два века. Со временем ее поделили на две части. В той, что была ближе к Вексе, в 1870-х годах возвели торговые ряды, другая, хаотично застраивавшаяся, выходила к пристани. Первую впоследствии назвали Торговой площадью, вторую — Сенной.

Согласно переписной книге 1678 года, «пригород Буй — посад на реке Костроме и на речке на Вексе. Небольшая деревянная крепость, имеющая немного конусообразную форму. Слева направо с двух сторон омывается реками, с третьей стороны прорыт ров, заполненный водой. Внутри крепости с четырех сторон сделан земляной вал 4–4,5 м высотой. У крепости 4 сторожевые башни. Наиболее широкая часть крепости — в сторону рва. В середине этой стены идут ворота через ров. Внутри крепости, слева от ворот, — крепостная церковь, неподалеку от нее в сторону Вексы — казармы для стрельцов. Рядом — канцелярия управителя крепости (приказная изба. — Н. В.), еще две хозяйственные постройки и землянка для населения на случай осады. Крепость, помимо земляного вала, обнесена стеной — высоким частоколом, он пониже башен и состоит из бревен с заостренными кверху концами»9.

К этому можно добавить следующее. Числившийся «пригородом Костромы» Буй отстоял от нее на сотню с лишним верст. Стены его деревянной крепости, превышавшие в высоту пять метров, на западе и на севере шли по-над береговыми кручами, повторяя контур «стрелки».

В 1719 году Буй был включен в состав Костромской провинции; в начале 1770-х получил статус уездного города.

* * *

Одно из немногих описаний Буя оставил служивший здесь инженер Федор Перелешин: «Гор. Буй при реке Костроме и на устье впадающей в оную реки Вексы. По доказательству ныне живущих, от набегов татар разоряем был и потом сожжен и никаких до тех времен письменных доказательств не имеют. А после онаго разорения определяемы были коменданты и причислен к Судиславлю и ныне разделяется строением на четыре части, которые на плане показываются: церквей три, обывательских дворов семьдесят, соляной казенный амбар, питейный дом, магистрат, а по ревизии 160 душ. Промысел имеют от продажи лесов и от хлебопашества. <...> По обе стороны на дальнюю дистанцию продолжаются лесные места. В полую же воду делаются барки. Лес строенной; извести довольное число до Костромы отправляется, а с низу далее Буя в меженную воду лодки с грузом не ходят. В них сенных покосов и лесу довольно. Река Векса выходит из Галицкого озера на 120 верст, ширина от 15 и до 6 сажен, в вешнюю воду вверх поднимается до 4 сажен; мелкие суда с грузом ходят. От запору закол для рыбных ловищ. <...> От Буя до Галича 51, до Соли (Солигалича. — Н. В.) 80, до Чухломы 60, до Вологды 120, до Любима 54, до Судиславля 77, до Костромы 100 верст. Дороги большие»10. Соответствующих изображений, увы, не сохранилось.

Во второй половине XVIII века, еще до екатерининских реформ, Буй предположительно делился на четыре части — первые городские «районы»: «Кремль на стрелке», где по-прежнему жили в основном служилые люди, размещались административные здания и Благовещенский собор, посад, Закостромская слобода с Воскресенской церковью и кладбищем, Завексовская слобода (слобода за рекой Вексой) с маленькой деревянной часовней11. Вот фрагмент еще одного описания той поры: «Крепость название имеет Кремль, огражден со стороны невысоким земляным валом и за ним сухим рвом, с двух сторон реками, <...> насчитывается 85 дворов, в которых числятся 195 душ муж. пола и 210 душ жен. пола. <...> А местные жители <...> торг имеют в торговые дни, бываемые в городе каждую неделю по понедельникам, и на ближайших базарах, разными мелочными товарами, женщины упражняются в домашних рукоделиях»12.

С началом екатерининских реформ местная администрация, выполняя императорский указ о территориальных преобразованиях в городах, ранее служивших фортификационными пунктами, а затем эту функцию утративших, разрушила крепостные стены, заменив их валом и рвом, игравшим теперь скорее роль внешней границы поселения13. В процессе реализации плана «генеральной реконструкции» Буя в нем появились первые улицы. Планом предписывалось устройство девяти улиц, веерообразно расходившихся от центра — «стрелки» и «Кремля» — к окраинам. Однако в реальности проложили только три — Успенскую (современная улица Октябрьской революции), Мещанскую (сменившую позже три названия — Екатерининская, Свободы и Ленина) и Костромскую (нынешняя улица Карла Маркса). Устроили набережные — Костромскую (после 1917 года — улица Коммунистов) и реки Вексы (в советское время — улица 9 Января). Две поперечные улицы пересекли Успенскую, Мещанскую и Костромскую: Круглая (современная улица 1 Мая) и Окологородная (при Александре I в честь восстановления Буя в статусе уездного города получившая название Александровской, после революции переименованная в улицу Социализма). За Окологородной улицей, проходившей фактически по окраине (отсюда и название), тянулись лес и болота.

При Павле I в 1796 году город из уездного был обращен в заштатный «ввиду своего слабого развития и малочисленности». Сменивший на престоле Павла I Александр I восстановил статус кво (см. выше)14.

* * *

В начале XIX века исторический центр города выглядел следующим образом. За пределами «кремля» располагались две площади — Торговая и Сенная. От Сенной и расположенного на ней при Пятницкой церкви посадского кладбища отходила Мещанская улица. Отсюда же начиналась Костромская улица, за «извалом» (крутым подъемом) превращавшаяся в Костромской тракт. В 1833 году вместо сгоревшей деревянной церкви великомученицы Параскевы Пятницы была построена одноименная каменная часовня, имевшая «вид небольшой куполообразной ротонды с двухколонным корсиканским портиком перед входом, с фигурным восьмигранным завершением купола и восьмиконечным крестом на довольно крупном шаре»15. Принадлежала она соборной Благовещенской церкви16.

От Торговой площади шла самая протяженная в городе Успенская улица, называвшаяся в народе еще и Острожной (в конце ее стоял острог). Буй тогда был застроен в основном в пределах «второго кольца» — улицы Александровской (бывшей Около-городной).

Из событий времени «прозябания» Буя, когда в нем еще отсутствовали развитая торговля и сколько-нибудь серьезная промышленность, отметим пребывание здесь императора Александра I, который, «путешествуя по России, в 1824 году лично посетил город Буй, возвращаясь спешно из Екатеринбурга в Санкт-Петербург <…> прямым и небывалым дотоле царским путем через Пермь, Вятку и Вологду, между которыми город Буй пал в черту этого пути. Александр I останавливался здесь на ночлег с 14 на 15 октября, по преданию, в только что отстроенном и лучшем тогда в городе доме Федора Кузьмича Оглоблина (на площади), которого и пожаловал царским подарком — перстнем»17.

* * *

К 1850 году, по прошествии трех с лишним столетий после основания города, в Буе значились строения: «казенный каменный 1 и деревянных 2; церковный деревянный 1; общественных деревянных 3; частных: 1 каменный и 257 деревянных; каменный и 4 деревянных казенных магазина, 1 общественный магазин, 1 гостиный двор с 9 лавками и 10 отдельных лавок. Частные дома принадлежат: дворянам, служащим и не служащим — 36, военным и чиновникам служащим и отставным — 3, священнослужащим — 4, церковнослужителям — 6, купцам — 4, мещанам — 148, крестьянам и солдатам как служившим, так и отставным — 57. <…> 2134 жителя, из коих 1262 женского и 872 мужского пола»18. Это — масштабы скорее большого села, чем уездного города.

О жизни буевлян в том же сборнике читаем:

«Как торговля, так и промышленность местных жителей по отдаленности города от средоточия торговой деятельности и от недостатка предприимчивости стоит на самой низкой степени развития. Из 19 лавок занято красным товаром 2, железным 4, москательным 1; в прочих лавках производится продажа разных мелочных товаров. В городе имеется 1 питейный дом, 2 штофные лавочки, рейнсковый погреб и трактирное заведение.

Мещане занимаются сплавом леса по реке Костроме, хлебопашеством и огородничеством, но и то не с большим успехом. Ремесленная промышленность стоит еще на более низшей ступени, чем земледелие и огородничество. Число ремесленников 119. Каждую неделю 1 торговый день.

Общественные учреждения: уездное училище, в котором в 1857 году было 5 учащих и 30 учащихся, приходское училище с 1 учащим на 21 учащегося да деревянный тюремный замок (в народе его прозвали — острог). Городской больницы и пожарной команды нет.

В городе 1 квартал. Полицейское управление составляют: городничий, квартальный надзиратель, писец и 6 полицейских служителей, выбираемых из мещан ежегодно»19.

Большинство горожан проживало в заречных слободах, по площади превышавших размеры центральной части Буя, который, как уже говорилось, фактически заканчивался Окологородной улицей. Один из ее концов назывался в народе Солдатским, поскольку там размещались казармы инвалидной команды20, другой — Зеленым, по лесу, непосредственно примыкавшему к городу.

Однако жизнь в Буе при всей ее «провинциальности» не замирала. Велось каменное строительство. Так, в 1810 году здесь «на средства прихожан и других жертвователей» была сооружена «двухэтажная с каменной колокольней» соборная Благовещенская церковь, до сих пор считающаяся самым красивым историко-архитектурным памятником Буя. «В летописи собора значится, что в 1812 году по ходатайству храмоздателя, Буйского уезда казначея Петра Михайловича Попова, Его Величество, Государь Император Александр Благословенный изволил всемилостивейше пожертвовать тысячу рублей ассигнациями на внутреннее устройство собора. Собор обнесен каменною оградою с железными решетками. Кладбище находится в полуверсте от собора, обнесено каменною оградою. В соборе 4 престола: в верхнем холодном этаже:

a) в ч. Благовещения Пресвятой Богородицы; в нижнем — теплом: б) во имя Смоленской иконы Божией Матери, в) во имя святит. Николая, г) во имя мч. Параскевы. Достопримечательность церкви: a) древние иконы Божией Матери: Смоленская, Владимирская и Явление прп. Сергия Радонежского, древнего греческого письма, с надписью на задних сторонах: «Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси» — все иконы в серебр. вызол. ризах, с такими же венцами; б) икона вмц. Параскевы-Пятницы, в серебр. вызол. ризе, почитаемая не только прихожанами, но и окрестными жителями; в) напрест. крест шестиконечный серебр., кругом золоченый, внутри коего в кипарисовом древе 5 частиц мощей неизвестных святых, залитых воскомастикой, и частица древа креста Господня; г) крест маленький, длин. 2 верш., серебр., с мощами святых, имена коих, вырезанные на задней стороне, стерлись от времени; д) оклады на Евангелиях, потир, дискос, звездица, копие, лжица и блюдца серебренные, вызолоч., — ковчег литой, серебр. вызолоч. древн. визант. стиля, кадило, ковш для теплоты — серебр. вызол. — все высокой работы известного фабриканта Сазикова»21.

После революции собор закрыли, в 1930-х годах в нем разместили пекарню. Местный хлебокомбинат впоследствии не раз перестраивал здание. В начале 1990-х годов собор был передан верующим; началось его восстановление, продолжающееся и поныне.

Напротив собора сохранилось одно из старейших зданий города, возведенное предположительно до 1858 года и фигурирующее в «Материалах...» Я. С. Крживоблоцкого как «1-й казенный каменный дом». Изначально в нем располагался винный подвал, но в 1871 году буйское казначейство решило передать здание земскому банку. Дом первоначально был одноэтажный; в 1930-х годах его надстроили вторым этажом.

Упоминается в сборнике и первый в Буе частный каменный дом, построенный на углу Успенской улицы при выезде на Торговую площадь купцом Трубниковым и позже проданном дворянину Н. А. Волоцкому. Выкупив у нового владельца здание, земство сначала разместило в нем различные городские службы, а в 1898 году, «переселив» служивых, открыло тут библиотеку22.

В начале 1870-х годов в Буе создается пожарная «часть». Первыми в 1872 году были построены помещения для «хранения инструментов и жилье для прислуги». Тут же рядом расположилось пожарное депо с каланчой. Позже (1892) город приобрел две пожарные машины фирмы «Густав Лист»23.

В 1860 году открывается буйская земская больница на 10 коек24.

Примерно тогда же в деловой части города появилось деревянное здание изящной архитектуры с парадным резным крыльцом. Первоначально оно предназначалось для размещения казармы рекрутского присутствия. Прошло несколько лет, и на тогдашней окраине Буя выстроили каменную казарму, а деревянное здание передали народным училищам. В конце XIX века с его дворовой стороны сделали двухэтажную пристройку под квартиры для учителей25. Здесь, в частности, жил и смотритель начальных народных училищ Буйского уезда надворный советник Михаил Александрович Никифоров.

Буй являлся одним из промежуточных пунктов на пути следования заключенных к местам отбывания наказаний — в Вологду и на Соловки. Долгое время в городе не было специального помещения для арестантов — их держали в съемных квартирах. Наконец в середине 1870-х годов в Буе построили деревянный тюремный замок, или «острог» — у пересечения улиц Александровской и Успенской. Известно о гуманном отношении буевлян к арестантам, которых, например, выводили на крестные ходы в честь дня основания города. В 1902 году во время очередных торжеств городскими властями были «сделаны приношения в местную тюрьму»26. После революции «острог» разобрали, а впоследствии на этом месте возвели несколько жилых домов.

Во второй половине XIX века буйское земство озаботилось строительством двухэтажного каменного дома Общественного собрания. На первом этаже разместились торговые лавки, на втором — просторный зал, где проходили съезды мировых судей, заседания гласных, а также увеселительные мероприятия.

Чуть позже на Торговой площади появилось достаточно странное по архитектуре шатрообразное здание, известное у горожан под названием «Манеж». В 1880-х годах в нем квартировали ополченцы (ратники), а с 1895-го проводились народные чтения, сопровождаемые показом «туманных картинок» посредством «волшебного фонаря». Здесь же устраивали сеансы приезжие кинопрокатчики.

К этому периоду относится постройка в Буе первых торговых рядов. Деревянные павильоны и навесы составили Г-образное сооружение, охватившее Торговую площадь с двух сторон. С расчетом на весенний паводок, во избежание подтопления складов и лавок при разливе Костромы их ставили на сваи. В 1892–1898 годах площадь замостили камнем.

* * *

В конце XIX столетия в Буе появляются первые промышленные предприятия. Самое раннее из них — винокуренный завод почетного гражданина города Александра Федотовича Кудрявцева (1845–1903) — было построено в 1880 году за Вексой. Вскоре открылся еще один завод — «Хвоя», принадлежавший А. Э. Жадовскому и А. В. Перелешину27. Завод выпускал хвойный экстракт для ванн. Его продукция на выставке 1889 года в Париже удостоилась Гран-при.

В середине 1880-х годов в центре Буя распахнул свои двери торговый дом Сипягиных28.

Однако экономику и промышленный облик уезда в основном определяла лесная промышленность. Буй располагался в зоне лесов, где велись интенсивные рубки. Главными владельцами местных лесодобывающих предприятий являлись Сипягины, В. П. Пухов, Н. С. Яковлев и другие. Лес весной сплавляли по рекам Вексе и Костроме; в городе имелась специальная лесная пристань (была также и пароходная). После постройки железнодорожной станции лес начали вывозить поездами.

Наблюдался определенный подъем в сфере мелкого предпринимательства и торговли. Горожане начали заводить сыроварни, красильни, кузнечные, слесарные, столярные, медные, портняжные, сапожные мастерские, кузницы. Работал кирпичный завод, находившийся сначала в собственности Благовещенского собора. В городе, в частности, открываются магазины, лавки, чайные, трактиры, другие торговые заведения. История сохранила имена некоторых наиболее успешных буйских предпринимателей того периода: купец А. А. Голованов, владелец чайной В. Е. Телегин, семья бакалейщиков Белянкиных, галантерейщик П. И. Волков, владелица магазина по продаже швейных машин «Зингер» Моргунова-Галанина, часовщики Левины, торговцы колбасными изделиями Кукушкины.

И все же Буй до конца XIX века оставался тихим, глубоко провинциальным городком — этакой большой деревней. Согласно первой всероссийской переписи населения (1897), в нем проживало всего 2624 человека29. Недаром он входил в число городов с упрощенным общественным управлением.

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

Ваше имя:

Комментарий