Смекни!
smekni.com

Эффект Махариши: медитация и процесс смерти (стр. 2 из 2)

В целом, вне связи с исследованиями клинической смерти, в том, что касается причин смерти, то этнографы, изучающие архаические сообщества, наряду с известными в цивилизованных обществах причинами отмечают также табуированную смерть, т.е. смерть члена сообщества, связанную с осознанием им нарушения какого-либо табу, принятого в данном сообществе. Табу, в том числе и универсальные для всех млекопитающих, не задают условий физического выживания отдельных особей или отдельных членов сообщества. Они очерчивают связанную с определенными стереотипами поведения границу выживания вида или сообщества в целом. В контексте социобиологии эти фундаментальные запреты составляют одну из предпосылок морали. Американские нейрофизиологи сообщают даже об обнаружении «центра морали» в мозге человека и обезьян (DamasioH. et al). Занятно, что четыре из пяти авторов этой статьи работают в исследовательских центрах штата Айова (США), где расположен крупнейший научно-учебный центр движения ТМ, MUM, а биохимическим регулятором работы «центра морали» оказывается все тот же универсальный нейромедиатор, серотонин (см. в статье «Эффект Махариши» о биохимическом индикаторе этого эффекта).

Обратимся теперь к процессу смерти существ более низкого уровня. Здесь имеются данные об экспериментах, которые свидетельствуют о том, что умирающее живое существо генерирует некоторый энерго-информационный импульс, оказывающий влияние на окружающую среду.

В случае клеточных культур – это хорошо известный зеркальный цитопатический эффект. В работе (КазначеевВ.П., МихайловаЛ.П.) сообщается о результатах свыше 10000 экспериментов, в которых обнаружено влияние одной клеточной культуры, пораженной летальной дозой биологического, химического или физического агента, на другую непораженную клеточную культуру. При этом непосредственный перенос поражающих агентов от культуры к культуре был исключен. В случае вирусов это, в частности, означает «перенос» заболевания без переноса вируса. Влияние пораженной культуры на непораженную выражалось в том, что в последней развивалась морфология распада, повторяющая морфологию распада первой. При достаточно длительном соседстве с пораженной культурой непораженная культура погибала. Сообщается, что критическую роль в переносе влияния играет кварцевое стекло, при применении других фильтров эффект исчезает.

Цитопатический эффект включается в более широкий контекст исследований по волновому геному, в частности, исследований направленных мутаций под действием электромагнитного излучения, начатых в 50-х годах прошлого века китайским исследователем Дзян Каньдженем и продолженных им в 70-х годах в СССР, а также связывается с исследованиями и идеями Гурвича-Любищева.

Рассмотрим теперь эксперименты с многоклеточными организмами К.Бакстера и Л.Уотсона (УотсонЛ.). В 60-х годах специалист по детектору лжи К.Бакстер обнаружил реакцию различных организмов на смерть других живых существ. Свои исследования он начал с изучения реакции растений, измеряемой по изменениям их электростатического потенциала, на смерть мелких рачков, бросаемых в кипящую воду в соседней комнате. В более широком контексте речь идет о реакции живых организмов на слабые внешние воздействия, в частности, на мысленное воздействие человека: растения реагируют на негативное или позитивное отношение к ним человека.

Л.Уотсон продолжил исследования М.Бакстера. Он отмечает трудности в воспроизводимости экспериментальных результатов и исследует некоторые их причины. Так, например, он сообщает о том, что если сигналы от гибнущих рачков поступают чаще, чем один раз в 15 минут, то растения перестают на них реагировать. Эксперименты с одноклеточными и многоклеточными привели этих исследователей к предположению о том, что энерго-информационный импульс генерируется на клеточном уровне.

Смерть одноклеточного организма может быть неестественной, как в цитопатическом эффекте и опытах Бакстера – Уотсона (например, разбивание яйца), так и естественной, т.е. просто делением клетки. В этом случае зарегистрировано влияние активизации процесса деления в одной клеточной культуре на интенсивность деления клеток в соседней культуре: митогенетические лучи, открытые М.Гурвичем в 20-х годах прошлого века (см., например, КазначеевВ.П., МихайловаЛ.П.). Как уже упоминалось выше, эти исследования и идеи рассматриваются в одном контексте с цитопатическим эффектом.

Цель сопоставления этих экспериментальных данных с глубокими стадиями различных духовных практик, т.е. смерти одноклеточных с опытом человека, в котором реализуются высшие духовные ценности различных религиозных традиций, состоит в том, чтобы найти эмпирический контекст, адекватный непреднамеренному влиянию человека на окружающую среду, одним из примеров которого является эффект Махариши. Адекватность этого контекста является проверяемой гипотезой: если этот эффект, как и непреднамеренное влияние человека на окружающую среду в целом, связан с очень общими биологическими, биофизическими закономерностями, то непреднамеренное влияние в эффекте Махариши должно распространяться не только на людей, но и на другие живые существа. Например, в духе опытов М.Гурвича.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что мировоззренческая несомненность тезиса о сопоставимости процесса смерти и глубоких стадий молитвенных и медитативных практик и сообщения о широком спектре экспериментальных данных о влиянии умирающего живого существа на окружающую среду, позволяют поместить эффект Махариши в нетрадиционный для этого эффекта эмпирический контекст. Развитие тезиса о сопоставимости осуществляется в статье «ТМ: душа и чистое сознание», где этот тезис уточняется постановкой вопроса о том, что происходит с душой человека при расширении его сознания.

Список литературы

Далай Лама XIV. Доброта, чистота помыслов и проникновение в сущность. М., 1993.

КазначеевВ.П., МихайловаЛ.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. Новосибирск, 1985.

КалиновскийП.П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1993.

ЛандсбергА., ФайеЧ. Встречи с тем, что мы называем смертью // Психология смерти и умирания. Хрестоматия. Минск, 1998.

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад Гите. Перевод и комментарий. Главы 1...6. СПб, 1996.

МейендорфИ., прот. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс – Москва, 1992.

Тибетская книга мертвых. М., «Двойная звезда», 1995.

УотсонЛ. Ошибка Ромео // Психология смерти и умирания. Хрестоматия. Минск, 1998.

Флоренский Павел, о. «Человек умирает только раз в жизни...» // Тибетская книга мертвых. М., «ФАИР», 1995.

ЮнгК.-Г. Психологический комментарий // Тибетская книга мертвых. М., «ФАИР», 1995.

DamasioH., GrabowskiTh., RandallF.M., GalaburdaA., DamasioA.N. The return of Phineas Gage: clues about the brain from the skull of a famous patient // Science, v.264, №5162, p.1102...1105.

HagelinJ.S. Is consciousness the unified field? A field theorists perspective // Modern science& Vedic science. – Faiefield, 1987. – Vol.1, №1. – P.29...88.

HagelinJ.S. Restructuring physics from its foundation in light of Maharishi's vedic science // Ibid, 1989. – Vol.3, №1. – P.3...74.

NaderA. Human physiology – expression of Veda and vedic literature – fabric of immortality in the human physiology. Vlodrop, 1994.

WallaceR.K. The Maharishi technology of the unified field: the neurophysiology of enlightenment. Faierfield, 1987.