Смекни!
smekni.com

Мы видим звук (стр. 2 из 2)

В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N).

Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения

и единицы размаха колебаний для данного текста:

Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:

Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"

Звукобуквы n
Z Цвет
О+0.5Ё 28 0.089 0.126 0.019 -1.95
А+Я 50 0.159 0.116 0.018 2.39 красный
Е+0.5Ё 31 0.098 0.102 0.017 -0.24
И+0.5Й 20.5 0.065 0.077 0.015 -0.80
У+Ю 16 0.051 0.040 0.011 1.00 тёмный сине-зелёный
Ы 11 0.035 0.024 0.009 1.22 чёрный, коричневый
Всего звукобукв в стихотворении 315

Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше

. При
такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.

Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.

Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.

Звукоцвет в поэзии

Стихотворения Звукобуквы и величины Цвет
О+0.5Ё А+Я Е+0.5Ё И+0.5Й У+Ю Ы
Александр Блок
"Гамаюн, птица вещая" -1.95 2.39 -0.24 -0.80 1.00 1.22 тёмно-красный, тёмный сине-зелёный
Сергей Есенин
"Отговорила роща золотая..." 1.00 -0.33 0.82 0.20 -1.00 -0.17 желтый, зелёный
"Выткался не озере алый свет зари..." -0.75 1.56 -0.40 -2.00 2.70 0.35 красный, тёмный сине-зелёный
"Воздух прозрачный и синий" -2.57 0.69 -0.23 1.18 0.00 0.00 синий
"Зелёная причёска, девическая грудь..." -0.56 -2.00 1.36 -0.92 1.22 -0.29 зелёный, тёмный сине-зелёный
Арсений Тарковский
"Перед листопадом" 3.47 1.93 -1.43 -0.83 -3.33 0.14 жёлтый, красный
I строфа 2.80 1.21 -1.25 -1.29 -2.22 -0.50 жёлтый
II строфа 1.65 -1.20 -1.43 1.88 -0.28 2.71 тёмно-синий
III строфа 0.45 2.27 0.43 -1.84 -1.72 -0.43 красный
"Синицы" -0.68 0.17 0.29 1.33 -0.55 0.11 синий
"Сирени вы, сирени" 0.29 -1.94 0.40 0.08 0.40 -0.12 сине-зелёный
"Дождь" 0.27 -1.80 0.36 0.50 1.78 1.57 тёмный сине-зелёный
"Петровские казни" -0.21 0.50 -1.47 0.13 0.45 2.33 чёрный, багровый
"Пускай простит меня Винсент Ван Гог" 1.93 0.14 -1.92 -0.82 1.25 0.00 жёлтый, тёмно-синий
А. Вознесенский
"Васильки Шагала" -1.50 -1.13 1.38 4.14 -0.60 0.25 синий, зеленоватый
"Пожар в архитектурном" 0.17 2.08 -4.36 1.80 -0.29 0.33 красный, синий
"Сирень "Москва - Варшава" -3.09 -0.08 2.50 -0.75 2.70 -2.60 сине-зелёный
"Очищение" 3.14 -0.71 -0.85 -2.73 4.36 -1.83 тёмно-синий, бело-жёлтый

Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.

Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.

По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.