Смекни!
smekni.com

Акмеология - новое направление междисциплинарных исследований человека (стр. 3 из 4)

Согласно рассматриваемой концепции, рефлексия представляет собой осознание и переосмысление стереотипов мышления и их эвристическое преодоление вплоть до образования новых (креативно-инновационных) содержаний сознания. Такого рода рефлексивные способности развиваются в индивидуальной форме (при самостоятельном решении творческих задач), а также в диалогической и групповой (при совместных дискуссиях и взаимодействиях). При этом дифференцируются различные виды рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная, экзистенциальная, культуральная. Интеллектуальная обслуживает когнитивную деятельность, личностная - индивидуальное поведение в ситуациях, коммуникативная -межличностное общение, кооперативная - совместную деятельность, экзистенциальная - жизненное самоопределение и существование, культуральная - вовлечение в культуру и в ее созидание [22]. Исходя из указанных представлений о рефлексии и ее типах, можно выдвинуть гипотезу о том, что для профессионала в сфере управления для успеха творческой деятельности и достижения ее акме-форм важно не только освоение всех видов рефлексии, но и развитие их оптимального взаимодействия.

Наиболее эффективные условия для этого создаются благодаря рефлексивно-инновационной среде, в которой интенсивно-игровыми методами развиваются рефлексивно-творческие возможности человека. Разрабатываемые в последнее время в рамках рефлексивной психологии и педагогики творчества [21] методы исследования и образовательные технологии рефлексики (в виде экзистенциально-креативного реф-летренинга, игрового рефлепрактикума, группового рефлепрактикума, рефлетеатра-лизации, игрорефлексики и др.) ассимилируют и конструктивно развивают позитивные элементы таких активных социально-психологических методов, как психотехника, психодрама,психотренинг,игротехника и др.

Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии развития

Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т.е. по крайней мере в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX века) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т.е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т.е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности, в основном до взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека.

Это нашло свое отражение в формировании в начале XX века педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что и аналогичная комплексная наука о старости - геронтология - оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология, которая также является интегративной наукой о зрелости человека - возрастной, личностной, социальной -и о развитии его профессионализма и творчества.

Казалось бы, психологическое значение именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее активного элемента социума должно было бы не в меньшей мере интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX века оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего дошкольного и школьного образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали вопросы детской и педагогической психологии, оттесняя на задний план психологию зрелого возраста и психологию профессий.

Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX века интерес к психологии развития человека в целом и к изучению его зрелости в частности акмеологией? Именно в этот период особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому недостаточно обеспечивать получение детьми общего образования: его необходимо рассматривать и как профессионально-предстартовое обучение, т.е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но и социального и профессионального.

Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего.

Таким образом, в последней трети XX века не только оформился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования новых комплексных дисциплин - педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX века переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т.е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки "юногогики" о юности, изучающей развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, а также специальной прикладной дисциплины "геронтогогики", обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо способствовать формированию дисциплин, разрабатывающих методы профессионального образования взрослых учащихся и постпрофессиональную переподготовку пожилых людей.

Тем самым социальная потребность научного обеспечения все расширяющейся практики непрерывного образования - как общекультурного, так и специально профессионального - создает дополнительные прикладные предпосылки для оформления психологии развития (целостно изучающей психологические изменения человека в основные периоды его жизнедеятельности в детстве, юности, зрелости, старости) и акмеологии. изучающей профессионализм и творчество зрелого человека.

Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства

Итак. проведенный анализ показал тесные и многообразные связи акмеологии с другими науками о человеке. Каким же образом эти связи влияют на конкретные акмеологические исследования? Естественно, знания, полученные в смежных науках, учитываются в отдельных акмеологических исследованиях и разработках по-разному, в зависимости от их конкретных задач и концептуально-методических средств решения. При этом эффективность переноса смежных знаний в ткань того или иного акмеологического исследования определяется конструктивными возможностями их предметно-методологической состыковки. Эти возможности во многом производны от методологической "оснастки" того исследовательского подхода, который полагается в основу проведения конкретной акмеологической разработки. Рассмотрим возможности состыковки смежных знаний и пути реализации связей акмеологии с другими науками о человеке на примере предлагаемого мной [20] рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионально-творческого мастерства.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культу рольный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов является рефлексивный аспект мастерства.

Таким образом, онтологическая специфика акмеологичности образуется взаимодействием категориально квалифицируемых сущностей: биологичности, социальности, активности и рефлексивности мастерства человека. Акцент на их доминирование определяется задачами конкретных акмеологических исследований, которые носят комплексный характер, поэтому акты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны трактоваться с системных позиций более функционально. Это означает, что лишь в результате конкретных акмеологических исследований можно установить, какая именно доминация будет у исследуемого профессионала. Если, например, возрастная, то будет ли наблюдаться развитие, скажем, по типу взросления или старения. Важно установить при этом, каков удельный вес педагогического и профессионального аспектов и насколько много в этом случае репродуктивных и продуктивных моментов, насколько мощна профессиональная рефлексия, которая обеспечивает достижение высших ступеней мастерства и преодоление шаблонных стереотипов. Необходимо выяснить, насколько профессиональное развитие ведет за собой экзистенциально-личностное или, наоборот, личностное развитие -всего лишь побочный продукт профессионального. Здесь могут быть самые разные сочетания, поэтому подчеркнем, что типологический подход также является методологическим принципом для акмеологических исследований и разработок.