Смекни!
smekni.com

Структура науки и основные этапы развития метанауки (стр. 4 из 7)

Изложение теоретические положения позволяют построить универсальную модель развития метанауки. Она носит абстрактный характер. В модели описаны фундаментальные черты эволюции метанауки. Пространственно - временные рамки реализации общих закономерностей в частных метанауках существенно различаются. Это связано с особенностями конкретной истории соответствующих собственно наук.

“Первопричиной” развития метанауки, с которой имеет смысл анализировать ее эволюцию, является отделение умственного труда от физического. Это исходный момент. Разделение создало благоприятные предпосылки для прогресса духовной сферы деятельности, привело к относительно быстрому ее развитию. Накапливаются знания, развиваются познавательные способности людей. Закладываются предпосылки развития науки, искусства и т.п.

1. Донаучный этап развития метанауки

Этап характеризует первоначальные стадии развития науки, которая только начинает выделяться в самостоятельную форму общественного сознания. Четкой грани между различными формами общественного сознания нет. Возникает философия, появляются первые собственно научные работы. Одновременно начинают развиваться мысли о сути самой науки. Возникает метанаучная проблематика. Чем более четко выделяется наука, тем большая необходимость осознания ею своего Я. Собственно наука представлена работами, носящими большей частью спекулятивный характер. Метанаука представлена отдельными замечаниями, сказанными в собственно научных работах. Иногда появляются работы, непосредственно посвященные метанауке. Например, по свидетельству Диогена Лаэртского, один из диалогов Критона из Афин назывался “О знании или о науке” /24, с. 142/.

Этот этап мы датируем по истории европейской науки, с момента ее возникновения до начала нового времени. Конечно, в его рамках можно выделить множество подэтапов, но это сейчас не существенно.

2. Историко-методологический этап развития метанауки

Перед собственно наукой поставлены новые задачи. От разработки универсальных моделей мира нужно переходить к изучению отдельных явлений, получению конкретной информации о природе. Формируется эмпирическая собственно наука. Это обусловлено практикой развития человеческого общества. Происходит радикальное переосмысление пути научного познания и создается новая система ценностей. Из философии выделяются различные науки, приобретающие самостоятельность. В их рамках начинается дифференциация. Отдельные проблемы и разделы перерастают в самостоятельные дисциплины. Возникает необходимость осознания метода научного познания и начинает развиваться методология науки. Одновременно ставится вопрос о познании прошлого науки. Появляются проекты выделения методологии и истории науки в самостоятельные области. Наука четко осознает свое Я. Самосознание науки идет только в историческом и методологическом аспектах. Методология и история науки рассматриваются как однопорядковые дисциплины с собственно научными областями познания. Собственно наука и метанаука не различаются.

Этот этап развития метанауки, опять же по истории европейской науки, мы датируем с начала Нового времени до середины XX века. За это время собственно наука сделала громадный скачок. Но метанаучное познание сводилось, главным образом, к истории и методологии науки. Отдельные работы, выходящие за рамки этих двух областей, не меняли общей картины.

3. Системный этап развития метанауки

Научно-техническая революция, превращение науки в непосредственную производительную силу приводят к тому, что роль науки в развитии общества сильно возрастает. Кроме того экспоненциальный рост параметров науки приводит к ее сильному усложнению как системы. Противоречие между все возрастающей ролью собственно науки и все большей сложностью ее оптимального управления приводит к осознанию необходимости перехода на новый уровень самосознания, свершения очередного шага в развитии науки о науке. Становится актуальным исследование социологических, экономических, психологических и многих других аспектов, которые до этого систематически не рассматривались. Возникает соответствующая проблематика, а затем формируются аналогичные дисциплины в метанауке. Но все эти изменения невозможны без глубокого понимания самой метанауки, самосознания науки. Возникает необходимость их всестороннего исследования. Это приводит к осознанию противоположности между собственно наукой и метанаукой, необходимости удвоения метанауки, то есть формирования мета-метанаучной области познания.

Существенно то, что основной причиной перехода метанауки к системному этапу развития является не потребность обоснования собственно научного познания как гносеологической процедуры, как было при переходе на историко-методологический этап, а необходимость целостного изучения науки с целью ее рациональной организации, совершенствования всей системы отношений, складывающейся в процессе научной деятельности. Осознание этого положения весьма важно. Оно объясняет почему метанаука так долго находилась на историко-методологической стадии и в принципе не меняла своей качественной структуры, несмотря на быстрый прогресс собственно науки. Оно существенно и для определения общей структуры метанауки на системном этапе развития. Из него ясно, что без радикального изменения структуры задач, стоящих перед системной метанаукой, не выполнить.

Метанаука должна сделать рывок с историко-методологического этапа на системный. До необходимости развития системной метанауки должны, раньше или позже, дойти все частные метанауки. Для каждой частной собственно науки необходима своя системная метанаука. Только так можно подвести подлинно теоретическую основу рационализацию организации и управления наукой в целом и каждой дисциплины в частности.

В связи с особой важностью анализа системного этапа развития метанауки, остановимся на нем подробнее. Рассмотрим вопрос о предмете науковедения и его структуре. В историческом контексте следует проанализировать и имеющиеся точки зрения по этим вопросам.

Вопрос о предмете науковедения является камнем преткновения для многих науковедов и философов. Определений существует великое множество и нет возможности перечислить хотя бы часть из них. Но в этом нет и необходимости. Большинство определений укладываются в типовые подходы и имеют общие черты. Наша точка зрения на предмет исследования науковедения логически вытекает из трактовки современного состояния метанауки как переходного с историко-методологического этапа на системный. Исходя из необходимости этого перехода, предмет современной метанауки следует определять с учетом перспективы. Предметом науковедения должна быть наука, понимаемая как сложная вероятностная система и исследуемая со всех логически необходимых и практически возможных точек зрения. Под этим определением кроется фундамент концепции метанауки, которая излагается в этой работе.

Рассмотрим некоторые взгляды на предмет общего науковедения. Выделяются следующие основные точки зрения:

1. Предметом исследования науковедения является наука, понимаемая как целостная система. Она исследуется во всех ее проявлениях на аналитическом и синтетическом уровнях. Здесь ведутся исследования как теоретические, так и практические. Иными словами, под науковедением понимается система наук о науке (С.Р. Микулинский, Н.И. Родный /41/, П.А. Рачков /49/ и многие другие).

2. Предметом исследования науковедения является наука, понимаемая как целостная система. Она исследуется на синтетическом уровне, т.е. обобщает данные дисциплин, исследующих ее с аналитических позиций. Это не система наук о науке, а интегратор подобной системы (Г.М. Добров /25/, Н. Яхиел /69/ и т.д.).

3. Науковедение это не самостоятельная наука, а конгломерат знаний о науке, образование которого обусловлено лишь практической актуальностью исследования науки с новых позиций. Своего специфического предмета исследования науковедение не имеет. Этого мнения придерживаются П.В. Копнин /34/, И. Малецкий /38/, А.И. Ракитов /51/.

Вероятно, можно выделить еще ряд точек зрения. Но и отмеченные подходы характеризуют сложившееся положение. Обращает внимание сильное влияние профессиональной принадлежности и круга интересов авторов на определение ими предмета науковедения в целом. Первого мнения чаще придерживаются ученые, занимающиеся историей науки и метанаучными проблемами науковедения. Второе мнение - достояние представителей таких дисциплин как социология науки, экономика науки и т.д. Третье мнение - монополия некоторых философов. Теоретическое обоснование выдвигаемых точек зрения в большинстве случаев, слабое. Оно ограничивается апелляцией к современному состоянию науковедения и социальным заказам. Различному толкованию подвергаются как первое, так и второе. Одни и те же факты интерпретируются совершенно различно и служат основанием для противоположных точек зрения. Вместо теоретического обоснования выдвигаемой точки зрения основной упор делается на перечисление задач науковедения. Это само по себе важно, но мало что дает для определения предмета науковедения в целом.

Разногласия характерны и для трактовки предметов большинства частных метанаук. О справедливости суждений в этой области судить абстрактно сложно. Система метанаук развивается неравномерно. В каждой частной метанауке предмет исследования поэтому может быть специфичным в зависимости от уровня ее развитости. Нужен конкретный подход. Если обобщить имеющиеся точки зрения, то выявляются две основные интерпретации предмета частных метанаук. В первой трактовке метанаука раскрывается с позиций историко-методологического этапа ее развития или еще уже - с позиций логики науки. Во второй она рассматривается с системных позиций. Преобладает узкое понимание предмета частных метанаук. Единодушие в подобной трактовке соответствующих метанаук проявляют математики и специалисты по этике. Метаматематика понимается как математическая логика, изучающая основания математической теории доказательств при помощи построения символических языков. В ее задачи включаются изучение формализованных математических теорий, возможность построения различных разделов математики в виде символических знаков и т.д. (Д. Гильберт, П. Бернайс /30/, С.К. Клини /59/, Е. Расева, Р. Сикорский /140/). Метаэтика теми, кто считает разумным ее выделение, понимается как история и методология этики (М. Фритцхард /170/). Принципиальное единодушие в трактовке предметов частных метанаук свидетельствует о том, что они прочно стоят на историко-методологическом этапе своего развития.