Смекни!
smekni.com

Природа информации (стр. 1 из 3)

Петров Виктор

Введение

Понимая информацию, как абстракцию материальных воздействий, превращающуюся в системах управления в знания, автор видит в этом прочный фундамент для создания механизма обработки информации принципиально нового поколения. Материал изложен не в дискуссионном варианте, когда автор кого-то отрицая, автоматически преподносит свои соображения как истинные; здесь излагается понимание автором принципа работы нервной системы человека, как чисто материального механизма автоматической системы управления, использующей различные воздействия внешней и внутренней среды на систему управления, как необходимые и достаточные сигналы, формализующие управленческую деятельность объекта. Поэтому любителям фантазий и выдумок лучше не терять время и поиграть в очередную версию "Цивилизации". Остальным, кто решится потратить время на понимание того, о чем же хочет сказать автор - моя большая признательность, а если еще последует и аргументированная критика, то - безмерная благодарность. Я себя считаю дилетантом, но, как мне кажется, при нынешнем вакууме философского мышления, и дилетантам нужно дать возможность высказаться.

Почему приходится начинать именно с философии. Потому, что сознание - это отражение не только всего материального мира, но и отражение таких абстрактных понятий как закономерности и отношения, иначе говоря, - это всеохватывающее явление, а мы нацелены на создание именно такого сознания, и только философия оперирует понятиями подобного уровня. Кроме того размытые понятия "информация" и "интеллект" не позволяет однозначно ответить даже принципиально на вопрос о возможности создания искусственного интеллекта, способного работать на "человеческой кодовой" системе понятий, и здесь опять нужна философия. Автор не тешит себя полной уверенностью в своей правоте, но с другой стороны до сего дня пока не нашел доводов, опровергающих его выводы. Думаю, что отдавая это творение на суд публики я с лихвой восполню этот пробел в критике.

Часть 1. Полная "нищета философии"

"Кто был ничем, тот станет всем!"

( Из манифеста... кибернетиков)

Доподлинно неизвестно с чего это все началось и чем закончится. Хорошо, что мы хотя бы ориентировочно можем сказать сколько времени существует в мире тот объект, именуемый человеком, который, в отличии от всего нам известного, в состоянии абстрагироваться и не только посмотреть на себя со стороны и ужаснуться, но и посмеяться над собой. Что это значит абстрагироваться? Вероятно, есть какой-то реальный механизм, который и дает нам этот эффект. Как он это делает, поговорим позже. Сейчас для нас главное - чертей разогнать. Большая путаница в суждениях происходит не потому, что кто-то умный, а кто-то, мягко говоря, не очень, а потому, что каждый имеет чуточку своего в каждом понятии. Когда разговаривают двое, эта "чуточка" может быть быстро сглажена, когда же миллионы - получается куча мнений. Если взять крайние точки этих суждений, то на одной мы увидим грязных материалистов, а на другой - чистых идеалистов (дух не может запачкать, он может только..., да что говорить, вы и сами знаете). Истина говорят лежит посредине. К счастью, нам не нужно ее искать. Гегель и Энгельс ее четко определили, а Маркс доказал. Я не собираюсь пристегивать сюда политику, но факт остается фактом, ни одной серьезной работы, способной фундаментально доказать ложность материалистической диалектики пока не появилось. Поэтому автор в меру своих скромных способностей использует эти представления о мире, как он их понимает, а уж вам судить насколько это верно. Подчеркну еще раз, я не пытаюсь в этой статье что-то доказать, для подобных доказательств нужны и совсем иные объемы и совсем иные способности, ведь одно дело - самому понимать какое-либо явление и совсем другое - донести это до аналогичного понимания другими. В частности, автор не видит возможности существования механизма мышления, что у автора ассоциируется с интеллектом, без механизма подобного нервной системе человека, а ее в свою очередь, не представляет в отрыве от самого человека, как объекта управления. Хочу надеяться, что дальнейшее изложение покажет правоту подобного подхода.

Начну по порядку. Человек - это объект материального мира, он имеет систему управления, у этой системы существует несколько разновидностей интерфейсов связи между объектами себе подобными, одни из наиболее нагруженных - это визуальный и речевой интерфейс. Они используют для переноса информации волновые свойства материи. Теперь прошу внимания. Установившимся комбинациям сигналов в системе управления, то, что мы называем "понятие", присваивается определенный код интерфейса. На одну такую комбинацию (понятие) существует звуковой, и ряд визуальных - текстовый, рисунком, жестами, простых и сложных кодов. Иначе говоря, понятие - явление строго индивидуальное, а речь едина для всех понятий. Правомочно ли мое заявление о том, что установившаяся комбинация сигналов в системе управления является тем явлением, которое в речи выражено словом "понятие"? Автор исходит из того, что любая система управления не может существовать без достоверности отражения реальности (абстрактной кодировки). Степень достоверности определяется как объемом информации, так и аппаратными ограничениями этой системы управления. Сочетания необходимого для существования объекта объема информации и аппаратной основы этой системы управления обуславливает тип представления информации.

Второе: эти представления в системе управления должны оставаться неизменными для сравнения с вновь поступающими. Вот и получается, что установившиеся комбинации, скорее всего электрических сигналов, и можно считать понятиями системы управления.

Мы исходим из того, что явления, существующие реально (мы пока не затрагиваем речь) проявляют себя для наших органов чувств или напрямую, иначе говоря, мы их замечаем, или опосредствовано через приборы и приспособления, но опять же мы преобразуем их к восприятию нашими органами-датчиками. Поэтому первый тип понятия это, прежде всего, отражения в нашей системе управления явлений во внешнем мире. И работают эти понятия, в основном, в подсознании и у животных. Большинству из них нет ни словесных названий, ни применения в рассуждениях в чистом виде, хотя косвенно мы их учитываем. Напоминаю, что эти понятия - это уже абстракция, поэтому второй тип понятий это абстракция абстракции. Первые формируются из реалии жизни, вторые из абстрагирования первичных понятий. И в работе системы управления они совершенно неразличимы сознанием - это так же невозможно, как одновременно находиться в различных местах. Речь играет совершенно особую роль в системе управления, но как понятие входит в реальность жизни, и поэтому существует уже в первичных понятиях. Когда же мы попытаемся выяснить роль слов в работе системы управления, то получится, что это всего лишь закодированное понятие - абстракция третьего уровня. И разборки типа того, что означает то или иное слово, как мне кажется, должны быть направлены не на формулировки - они никогда не могут быть однозначны и полны - а на описание понятий.

Тем более, что развитие знаний порождает все новые и новые понятия, которым просто нет еще названий. И надо видеть, что довольно часто из одного обобщенного, а, следовательно, и неконкретного понятия рождается для конкретизации масса новых понятий и отсюда слов. К такого рода понятиям можно отнести то, что мы называем информацией. Попытаемся разобраться в этом понятии. Цепочка рассуждений следующая: все сущее это - материальное и нематериальное. Если с материальным более менее все ясно, то что такое нематериальное, дух, ничто - до сего дня вызывает массу мнений. Напомним: мир - это единство материального и нематериального и ничего более. Нематериальное пришло в мир вместе с человеком, до этого мир был просто материален, каких-либо признаков существования духа до появления человека никто не обнаружил. Так может быть нематериальное - это просто выдумка больного рассудка? Тоже нет. Явления познаются, когда они себя проявляют в реальной жизни, и мы ясно видим, что есть разница между существом мыслящим и животным, между животным и растением, между растением и камнем. Иначе говоря, факт реальности явления есть, а понимания его природы - нет. Отсюда у каждого сложилось свое понятие нематериального, и, кстати, толкование именно этого понятия имеет, пожалуй, наибольшие разногласия.

Конечно, можно спрятаться за всевышнего, но яснее от этого не становится. Почему же нет внятного объяснения понятия "дух"? Существует масса трудов по этому вопросу и добавлять еще один бессмысленно, поэтому начнем с самой, что ни на есть реальной практики и посмотрим к чему мы придем. Начнем с объекта, который по своей сути должен перемещаться в пространстве и имеющего систему управления (далее СУ), например с робота-пылесоса. Перечислим необходимые условия его существования: необходим корпус, энергетический блок, приводы, датчики и собственно СУ. А теперь, что необходимо для СУ: прежде всего управлять приводами и датчиками, принимать входные сигналы датчиков и внутренние сигналы состояния приводов, и иметь программу, алгоритм которой обеспечивает обработку сигналов таким образом, что объект мог бы сохранять свою сущность.

Теперь, что необходимо для работы программы:

1. Чтобы входные сигналы СУ были в строгом соответствии с реальными внешними объектами и внутренними узлами, представляющими для объекта практический интерес. Что по можно назвать кодированием информации, когда нет двух одинаковых кодов от различных материальных воздействий.

2. Для распознавания входных сигналов нужна память, чтобы было с чем сравнивать и для того, чтобы СУ сама могла получать откуда-то сигналы управления.

Теперь спросим себя, а что собственно из себя представляют эти все коды? Информацию? Можно назвать и так, пока не суть важно как назвать, важно, что всем понятно, что с одной стороны это электронное устройство с набором электрических сигналов - чисто материальное явление, а с другой стороны, то, что принято называть информацией - определенное соотношение этих сигналов. Стоп! Определимся.