Смекни!
smekni.com

Вероятное - очевидное? (стр. 2 из 2)

Список литературы

1.Св.Феофан Затворник Истинное исповедание христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно - умом, волею и сердцем, - и где нет сего, там арианство – в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2, Москва, 2005

2. Святитель Игнатий Брянчанинов о науке и учености. - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №3, Москва, 2009.

3. Священник Даниил Сысоев. Наука как форма религиозного мышления и ее взаимоотношение с откровением Бога . - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2, Москва, 2005

4. Шугаев Михаил. Тепловое движение: хаос или информация ? - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2, Москва, 2005

5. Св.Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни, Париж-Москва, 1996

6. Преп.Никодим Святогорец. Невидимая брань, М., 1912.

7. Преп. авва Дорофея. Душеполезные поучения, ТСЛ, 1900.

8. Св.Игнатия Брянчанинова– «Аскетические опыты», Сочинения , т.1, СПб., 1905.

9. Св.Игнатий Брянчанинов. Приношение современному монашеству, Сочинения т. 5 - СПб., 1905.

10. Св.Игнатий Брянчанинов "Аскетическая проповедь". Сочинения т. 4 - СПб., 1905.

11. Иер. Даниил Сысоев "Телеогумены в современном богословии" - Благодатный огонь, N8, 2002

12. Священник Даниил Сысоев. Писал ли Моисей закон или несколько слов о библейской критике. - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2, Москва, 2005

13. Колчуринский Н.Тупики эволюционного материализма. - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №2. Москва, 2005

14.Неделько В.И., Хунджуа А.Г. Шаги эволюции: от «большого взрыва» до прав человека - в альм. «Божественное откровение и современная наука» , №3, Москва ( в печати).

15. Прот.Константин Буфеев "Православное вероучение и теория эволюции", М., 2003.

16. Рогинский Я.Я.и Левин М.Г. "Основы антропологии", М., 1955.

17. Св.Игнатий Брянчанинов, "Слово о смерти". Сочинения, т. 3 - СПб., 1886.

[1] Представления этого имиджа в значительной степени разделяются и многими современными учеными. В этом смысле можно говорить о «современной науке» и о «новой науке» (см.[3]). Но являются ли представления этого имиджа обязательными, логически необходимыми для науки как таковой? Святые Отцы, жившие в 19 столетии, тогда, когда наука уже достигла достаточно высокого уровня своего развития – Св.Феофан Затворник и Св..Игнатий Брянчанинов видели гносеологические основы подлинной науки совершенно иначе, чем это представляется многим современным ученым (см. [1] и [ 2]).

[2] Надежный поиск истины при гипотетико-дедуктивном методе не возможен без сужения числа потенциально возможных альтернативных гипотез. Фактором, обеспечивающим элиминацию неадекватных моделей, может и должно быть Божественное Откровение, истины данные человечеству Самим Богом (см. [1]). Истины, взятые из Божественного Откровения, как этого может быть бы и не хотелось воинствующим атеистам, были заложены изначально в структуру современной науки [3]. Неадекватный выбор моделей в современном естествознании приводит к парадоксальным выводам – многие фундаментальные феномены мира природы приходится объяснять при помощи механизма флуктуаций (то есть никак не объяснять) [4].

"Желательно, чтобы кто-либо из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом подвижничество Православной Церкви, и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных ипотезах" [17].

[3] Признание своих собственных предположений за истину, при отсутствии достаточных оснований для этого, категорически воспрещается и Св. Писанием, и святоотеческим учением.Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой ( Притч. 3, 5).

Преп. авва Дорофей – «…Нет ничего тяжелее как верить своим мнениям (самосмышлениям)» [7, поучение 9]. Преп. авва Иоанн – «…Никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое сделает кривым» (см. там же).

"Где нет свидетельства от Духа, там нет доказательства истины" - писал Св.Игнатий Брянчанинов [5, письмо 201] . То состояние, при котором человек принимает на веру свои предположения, называется св. Отцами гордостью ума и признается безусловно греховным (6, ч.1, гл.9). См. также на эту тему у Св.Феофана Затворника [1].

Принятие своих мнений за истину (само по себе уже являющееся грехом) неизбежно приводит человека в состояние, когда он невольно попадает под влияние злого духа [7, поучение 5]. И, тем не менее, вследствие практических результатов, получающихся в результате принятия на веру своих предположений, такая деятельность – составляет существо научного творчества весьма многих современных исследователей. И здесь естественно напрашивается предположение о том, что источник практически выгодных и реализуемых гипотез – часто слева, а сам процесс научного творчества, «подкрепляемый» этими «пряниками» - очень часто мало отличим от классической фаустовской ситуации общения с демоном. Представляется, что название «естественная магия», которое было дано науке одним из ее создателей - Френсисом Бэконом, во многих случаях более чем адекватно отражает ситуацию научного поиска.

Естественно, что при таком процессе человек с большой вероятностью принимает ложь за истину, что является, по учению Святых Отцов, тем состоянием, которое именуется бесовской прелестью [см. 8 гл.24, отд.2, ]. Спасение человека в этом греховном состоянии является невозможным. «Это око (дух) делается лукавым от усвоения себе лжи. Последствием такого усвоения бывает неправильная деятельность, а качеством – состояние самообольщения и греховности. От принятия ложных мыслей ум растлевается, совесть теряет верность в своих указаниях, все духовныя ощущения сердца также заражаются неправильностью и греховностью. Человек делается непотребным, врагом собственного спасения, убийцей души своей, врагом Божиим. Священное Писание, паче же Святый Дух, живущий в Писании и глаголющий Писанием, изрекает против таких человеков следующее определение: Человецы растленни умом, и неискусни в вере (2 Тим.3, 80), то-есть, человеки, растленные умом, вполне чужды веры» [9, гл.49].

Особенно опасно доверие своим предположениям при решении богословских вопросов. "Человеческое умствование, введенное в учение веры христианской, называется ересью" - так учат нас святые Отцы об этом смертном грехе (см.[10, гл.14]). См. также [11].

[4] При этом, разумеется, немалую роль играет доверие авторитету специалистов. Подобное наивное доверие, работающее по принципу "жираф большой...", нередко подчиняет себе и самих ученых. Так физики нередко "свято верят" в эволюционную теорию Ч.Дарвина, плохо себе представляя, то, что еще самим Дарвином эта теория была объявлена одним из возможных объяснений и то, с какими на самом деле проблемами сталкивается это объяснение при интерпретации фактов. А биологи наивно верят в то, что электрон - частица с определенной массой и т.д., ничего не представляя, что для трезво мыслящих физиков – такой электрон не более как модель, объясняющая лишь часть феноменов, при этом не мало явлений, которые с этой моделью не согласуются, и никто еще не доказал, что и то, что объясняется этой моделью, не может быть объяснено неким иным образом. "Жираф большой - ему видней".

[5] История науки показывает, куда может завести науку прагматическое отношение к истине. Если критерий истины - практика, то надо помнить, что практика есть вещь субъективная. Для одних - практическая выгода в одном, а для других - в другом. Еще не давно в нашем отечестве существовала практика классовой борьбы. Именно вследствие невыгодности с точки зрения этой практики (несовместимости с диалектическим материализмом и т.п.), с легкой подачи Иосифа Джугашвили - генетика, кибернетика и квантовая механика были записаны в "публичные девки буржуазии". К каким последствиям для отечественной науки и техники это привело - хорошо известно, впрочем, что касается квантовой механикой - от приговора пришлось очень быстро отказаться - бомбу надо было делать. Практика - есть практика.

[6] Однако не всех. Заметим, что некоторые области науки просто не могут пользоваться подобными схемами рассуждения. Одна из областей - криминалистика. Здесь соответствие гипотезы обнаруженным фактам еще не означает ничего определенного, и гипотеза называется своим именем - "версия". И практический результат применения гипотезы - тоже не значит ничего (исключение составляет конечно же "криминалистика" времен Ежова и Берии).

[7] Под эволюционно-материалистическими взглядами следует понимать представления материалистов, согласно которым, мир и все существующее в нем, возникли в результате работы спонтанных эволюционных механизмов - в конечном итоге в результате случайных процессов.

[8] Из последних публикаций укажем на альманах «Божественное откровение и современная наука»№№1-2 и сборник «Православное осмысление творения мира» вып.1-5.