Смекни!
smekni.com

Природа и техника: проблемы взаимовлияния и места в современном мире (стр. 3 из 3)

С представлением, что прогресс в познании природы ведёт к накоплению знаний, связано представление технических наук, что должно происходить или длительное дополнительное изменение существующих устройств (например, атомных электростанций), или же ожидание, что техника должна бы уже опережать будущее знание природы, во время реализации своих проектов. Рациональная оценка последствий техники была бы возможна только при этом абсурдном условии.

Глобальная и полная возможность пользоваться природой предполагает веру, что возможна полная калькуляция природы. Тогда, и только тогда, может появиться (einsetzen) этически действующий инженер, без необходимости опасаться, что есть неучтенные воздействия на природу, следствия которых являются нежелательными. Но никогда не было широкой и полной теории для объяснения природы. До сих пор все теории исторически корректировались. Понятие природы и связанное с ним понятие о теории природы, которое определяющим образом учитывает принципиальную ограниченность познаваемости и возможности использования природы, позволяет прежде всего то, чтобы осведомлённый и разумный инженер мог бы поступать этично. Но может ли ещё тогда природа пониматься как единство из суммы закономерностей – является также сомнительным, как то, что законы тогда являются всё ещё каузальными законами. Тогда прогресс познания означает более не накопление истинных знаний, а постоянную коррекцию неподходящих для практики знаний.

Таким образом, есть подозрение, что некоторые проблемы, которые возникают с достижениями техники, могли бы быть следствием нашего понятия природы. Это понятие природы развилось из постановки вопроса – как доказывают имеющиеся научные исследования, – как может подобающим образом пониматься природа. Если позволить закрепиться подозрению, что наше преимущество для нашего понимания о том, что есть природа и как она постигается, становится решающим для того, как мы понимаем и обращаемся с природой, тогда решение проблемы, которая возникла с техникой Нового времени, в первую очередь находится в понимании природы естествознания (Naturauffassung). И этика техники во всяком случае является среднесрочным и симптом-ориентированным решением – пусть же будет оно включать в своих размышлениях изменение понятия природы в естественных науках – со всеми следствиями, – как это предлагает в своей книге Ханса Йонаса Принцип ответственности, к сожалению только попутно замечая, а не рассмотрев подробно: «Чтобы упомянутое переосмысление (было бы) далеко идущим и ускорило переход учения о поступке, то есть этике, в учение о бытии, то есть в метафизику, во всё, в конце концов, должна быть введена этика. Об этом умозрительном предмете я лишь хочу здесь сказать, что мы должны быть открыты для мысли, что естествознание выражает не всю истину о природе» [12, с. 30].

Я уточняю: современное естествознание по систематическим причинам выражает не всю истину о природе. Ответственное и критически продуманное обращение с техникой предполагает, чтобы мы осознали импликаты и границы понятий, которые составляют наше знание о природе. Осознание этого могло бы стать задачей современной философии естествознания.

Список литературы

Bacon, F. (1620, 1981) Neues Organen der Wissenschaften. Übersetzt und hrsg. von A. T. Brück. Darmstadt.

Bacon, F. (1638, 1970) Neu-Atlanüs, in: Der utopische Staat. Übersetzt und hrsg. von K. J. Heinisch. Reinbek bei Hamburg.

Birnbacher, D. (1991) Technik, in: Philosophie. Ein Grundkurs. Bd. 2. Hrsg. von E. Martcns, H. Schnädelbach. Reinbek bei Hamburg. 606-641.

Dürer, A. (1989) Schriften und Briefe. Leipzig.

Feuerbach, L. (1990) Geschichte der neueren Philosophie. Leipzig.

Galilei, G. (1973) Unterredungen und mathematische Demonstrationen über zwei neue Wissenszweige, die Mechanik und die Fallgesetze betreffend. Hrsg. und übersetzt von A. von Oettingen. Darmstadt.

Galilei, G. (1982) Dialog über die beiden hauptsächlichsten Weltsysteme. Übersetzt von E. Strauss, mit einem Beitrag von A. Einstein, Vorwort von S. Drake und hrsg. von R. Sexl und K. von Meyenn. Darmstadt. (В данной главе перевод дан по русскому изданию: Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой, ПЕРЕВОД А.И. ДОЛГОВА М, — Л.: ОГИЗ СССР, Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1948. – 380 с. - С.89. и 95)

Heidegger, M. (1954) Die Frage nach der Technik, in: Vorträge und Aufsätze. Bd. l. Pfullingen. 5- 36.

Heipcke, K. (1992) Technik und Metaphysik, in: Einsprüche kritischer Philosophie. Kleine Festschrift für Ulrich Sonnemann. Hrsg. von W. Schmied-Kowarzik. Kassel. 143-158.

Hübscher, K. (1974) Technik, in: H. Krings et al. Handbuch philosophischer Begriffe, Bd. 5. München.

Hunning.A. (1990) Die Philosophische Tradition, in: F. Rapp, Technik und Philosophie. Düsseldorf.

Jonas, H. (1979) Das Prinzip Verantwortung. Frankfurt/Main.

Kant, 1. (1783) Prolegomena zu einer jeden künftigen Metaphysik, die als Wissenschaft wird auftreten können. Riga.

Kepler, J. (1923) Mysterium Cosmocraphicum, das Weltgeheimnis. Übersetzt und hrsg. von M. Casper. Augsburg.

Krohn, W. (1987) Francis Bacon. München.

Lenk, H., Rupohl, G. (1987) Technik und Ethik. Stuttgart.

Leonardo da Vinci (l958) Philosophische Tagebücher. Zusammengestellt, übersetzt, mit einem Essay versehen von G. Zamboni. Reinbek bei Hamburg.

Rapp, F. (1987) Die normativen Determinanten des technischen Wandels, in: Lenk, H., Rupohl, G. Technik und Ethik. Stuttgart.

Rapp, F. (Hrsg.) (1981) Naturverständnis und Naturbeherrschung. München.

Ritchie-Calder, L. (1990) Ein Elitezirkel vor 200 Jahren: Die Lunar Society von Birmingham, in: W. Neuser, Newtons Universum. Materialien zur Geschichte des Kraftbegriffs. Hrsg. und eingeführt von W. Neuser mit einem Vorwort von E. Seibold. Heidelberg. 156-165.

Rosenberger, F. (1895) Isaac Newton und seine physikalischen Principien. Leipzig. (Nachdruck: Darmstadt. 1987.)

Terborgh, J. (1992) Lebensraum Regenwald. Zentrum biologischer Vielfalt. Heidelberg, Berlin, Oxford.

Zimmerli, W. Ch. (1988) Technologisches Zeitalter oder Postmoderne? München.