Смекни!
smekni.com

Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории (стр. 2 из 32)

В этот законодательный акт наравне с другими документами разработанными с соответствии с планом «монументальной пропаганды» явились определяющими в развитии советской архитектуры на целые десятилетия.

Большую роль в развитии в советской культуры 20-30 годов сыграли документы о пролеткультах. В выписке из протокола № 131(61) заседания пленума ЦК от 10.10.1920 года (вечер) отмечено:

«12а) партийная резолюция Политбюро, одобряет в основном проект инструкции, выработанной Главполитпросветом, поручить политбюро _____ редакцию резолюции о формах слияния Пролеткульта и Наркомпроса для более точного отражения той мысли, что работа Пролеткульта в области научного и политического просвеще

_______________

1Известия ВЦИК, 14 апреля 1918 г.

ния сливается с работой Наркомпроса и Губнаробразов. В области же художественной (музыкального, театрального, изобразительного искусства, литературного) работа Пролеткульта остается автономной и руководящая роль органов Наркомпроса, сугубо просмотренная РКП сохраняется лишь для борьбы против левых буржуазных уклонений».1

Тот же вопрос рассматривается в письме ЦК РКП(б):

«2. Творческая работа Пролеткульта должна являться одной из составных частей работы Наркомпроса как органа, осуществляющего пролетарскую диктатуру в области культуры.

…Пролеткульт возник до Октябрьской революции. Благодаря этой (от Советской власти) независимости в пролеткульт нахлынули социально чуждые нам элементы, элементы мелко-буржуазные, которые иногда фактически захватывают руководство пролеткультами в свои руки.

…В слиянии Губнаробразов с Пролеткультами ЦК видит залог того, что лучшие пролетарские элементы, до сих пор объединявшиеся в рядах пролеткультов, теперь примут самое активное участие в этой работе, и тем помогут партии придать всей работе Наркомпроса действительно пролетарский характер".2

___________________

1 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная литература», 1967, с.594.

2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Художественная литература», 1986, с.410.

В полной мере политику партии в области культуры раскрывает постановление ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» принятое в 1925 г., в нем указывается на необходимость создания особых пролетарских организаций в области литературы и искусства», которые путем «тактического и бережного отношения к попутчикам обеспечили бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии».1

Основополагающим документом партии, на десятилетия определившим развитие советской культуры, полностью исключившим плюрализм в советской культуре, стало постановление ЦК РКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В нем отмечалось, что «отдельно существующие пролетарские литературно-художественные организации становятся уже узкими и тормозят серьезных размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников сочувствующих социалистическому строительству».2

_________________

1 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 345, 346.

2 О партийной и советской печати, Сб. док. 14., 1954, с. 431.

Рекомендовалось создать крупные литературно-художественные объединения по отраслям культуры, союз писателей, союз музыкантов и т.п.

Все эти документы защищали принцип партийности в развитии советской культуры, поставили ее под жесткий контроль государства.

Несомненный интерес представляет точка зрения Ленина В.И. на пролетарскую пропаганду. Владимир Ильич не успел детально разработать план построения новой культуры, но его точка зрения отрывочно просматривается в различных выступлениях, документах, письмах. Наиболее полно свой взгляд на эту проблему Владимир Ильич оформил в «Проекте резолюции о пролетарской культуре» от 8.10.20 г., где указывается, что:

«1. В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительской области вообще, так и специально в области искусства, должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за умножение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком.

2. Поэтому пролетариат как в лице своего авангарда, коммунистической партии, так и в лице всякого рода пролетарских организаций вообще, должен принимать самое активное участие во всем деле народного просвещения.

3. Весь новейший опыт истории… доказал бесспорно, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».1

Полностью признавая гегемонию пролетарской культуры Ленин отмечал так же необходимость соблюдения и демократических принципов. Указывал, что «каждый волен писать и говорить все, что ему угодно, без малейших ограничений"».2 Ограничениями могут служить только буржуазные взгляды, которые могут помешать «закономерному развитию пролетарской культуры».3

Неоценимо большую роль в разработке идеолого-теоретических основ новой культуры сыграла Крупская Н.К. Надежда Константиновна внесла посильный вклад в теоретическую разработку основ новой культуры.

Крупская считала, что культура не образуется одномоментно, а базируется на наследии культуры предыдущих поколений. «Культура данной эпохи – это как бы фотографический снимок общественной жизни того времени. История данной эпохи – это описание цепи последовательных

событий, … это как бы кинематографический снимок прошлого».4

________________

1 Ленин В.И. « О пролетарской культуре», М.: Изд. политической литературы, 1983, с. 26.

2 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с. 35.

3 Ленин В.И. «О литературе и искусстве»; М.: «Худ. лит.», 1986, с. 41.

4 Крупская Н.К. «Об искусстве и литературе»; М.-Л.: Искусство, 1963, с. 79.

Великий педагог Н.К. Крупская считала, что идеология господствующего класса определяющей идеологии и в культуре, и во всех других сферах общественной жизни. Господствующий класс «имеет тысячу путей, чтобы навязать свое мировоззрение, свою культуру массам».1

На начальном этапе строительства социализма, по мнению Крупской Н.К., главенствующие позиции за собой удерживает буржуазная культура, сумевшая «пропитать своим духом широкие слои населения»,2 но с началом активного строительства социализма будет «брать верх» новая социалистическая культура, рожденная в среде нового господствующего класса – пролетариата.

Значение культуры для становления социализма огромно, Крупская хорошо осознавало это. «Громадное значение искусства, - писала Крупская в статье «Вопросы, требующие разрешения», в 1925 г., - создающую общее настроение, ярко выявлялось в деле гражданской войны…».3 Это лишь подтверждает правило о громадном значении искусства в деле общей победы социализма. Во второй половине 20-х годов, по мнению Крупской, «нужно найти новые формы этого искусства».4

Искусство должно служить цели внедрения нового

________________

1 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с. 80.

2 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с. 80.

3 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.100

4 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.100

сознания в массы – сознания «великой роли рабочего класса»1 в мировом историческом процессе, каждый рабочий должен проникнуться этой идеей, только тогда возможен «переход рабочего класса из распыленного деклассированного состояния в состояние спаянного громадного коллектива».2 Все формы культуры обладают большим воздействием на человека, поэтому необходимо введение цензуры. Например, если ставится буржуазный фильм, который порождает совсем другие чувства – не те, которые помогают пролетариату сплотиться, стать сознательнее, - такие фильмы никуда не годны».3 Так и все другие формы культуры наполненные содержанием не марксистского характера могут способствовать распространению буржуазной культуры, что недопустимо, поэтому «если мы хотим помочь партии в сплочении и поднятии их сознания, надо особенно внимательно смотреть на содержание …» 4 художественных произведений.

Задача искусства в 30-е годы – отражение исторических побед коммунизма, создание революционного настроения в массах.5

_______________

1 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л:Искусство,1963,с.102.

2 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.102.

3 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л.:Искусство,1963,с.104.

4 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л:Искусство,1963,с.104.

5 Крупская Н.К.«Об искусстве и литературе»;М.-Л:Искусство,1963,с.107.

Большой интерес представляет личность величайшего теоретика-искуствоведа тех лет Луначарского А.В. Анатолий Васильевич более 30 лет занимался проблемами советской культуры. Он четко оценивал влияние революции на культурное развитие страны. Луначарский писал: «…Я жду от влияния революции на искусство очень многого, попросту говоря – спасения искусства их худшего вида декаденства, из чистого формализма; революция должна возвратить искусство к его настоящему назначению – мощному и заразительному выражению великих мыслей и великих переживаний».1

Определяя основные направления государства в области культуры, Анатолий Васильевич писал, что «рядом с этим у государства есть и другая постоянная задача… - распространять революционный образ мыслей, чувствований по всей стране».2 По мнению Луначарского искусство есть мощное оружие агитации, и революция стремится приспособить искусство в агитационных целях».3