Смекни!
smekni.com

Информатизация учебного процесса (стр. 2 из 5)

Современная цивилизация в форме научно-технического прогресса подводит мир в его развитии к непредсказуемой по времени и послед­ствиям точке бифуркации со случайным выбором траектории дальней­шего развития, к новому процветанию или к гибели современной циви­лизации, а то и всей Земли, биоты на ней. Эти обстоятельства выдвига­ют проблему использования закона техногуманитариого баланса: обще­ство живет нормально до тех пор, пока его технологии уравнивают­ся адекватными силами сдерживания.

Представления о содержании и смысле культуры сливаются с пред­ставлениями об инвайроментальной экологии. Еще в 60—70-х гг. фран­цузский ученый Ф. Сен-Марк писал: «Отнять у планеты природу — зна­чит отнять у нее культуру». По мнению ученого, жизненная среда может предложить человеку три категории нематериальных благ: биологическую, художественную, научную. Человек же обращается с ними весьма небрежно. А по всей совокупности «человечество столь близко бездне, что ему необходимо под страхом исчезновения в ней отве­ть за каждый шаг на своем пути». В решении задач исчезновения причин страха большая роль принадлежит педагогам и работникам образования — ученым, познающим не только законы природы, но и законы образования в информационном обществе, передающим эти за­коны школьникам.

Чтобы осмыслить и построить картину мира, человек должен принять от Вселенной совокупность сигналов, преобразовать, проанализировать и упорядочить их, выстроить в определенной системе миропонимания в соответствующей парадигме ипо принятым методолого-гносеологическим принципам. Он, обмениваясь с природой сигналами, всту­пая с ней в информационные связи, ведет непрерывный диалог в систе­ме «человек—природа», «человек—Космос».

Освоение информационной картины мира человеком дает ему возможность, как уже указы­валось выше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его информационном пространстве и личной информационной сфере, по возможности сознательно формируя эту сферу и через нее же влияя на социально-политическую, экономическую, экологическую и инфор­мационную структуры природы и общества.

Понимание информационной картины мира, разумный анализ и использование информацион­ных потоков, прямых и обратных информационных связей (с целью адап­тации к окружающему миру и влияния на него) выступают необходи­мым компонентом современной не только информационной культуры, но и культуры вообще как коллективной памяти человечества: свода пра­вил поведения человека в информационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия мира, адекватного определению человеком своего места в нем.

Информационная культура непрерывно развивалась на протяжении всей истории человечества, а за последние несколько тысячелетий прошла в своем развитии несколько периодов, связанных со способом распространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический и электронный).

Информационная культура директора и учителя связана с овладе­нием ими электронно-коммуникативными системами, средствами и тех­нологиями образования населения (ЭКСС и ТОН), обучения школьников (ЭКССТО), поиска информации. Она может быть рассмотрена на трех уровнях. На информологически-методологическом уровне предполага­ется знание научных основ инфоноосферной эдукологии и информаци­онной педагогики, а также педагогической информатики; понимание ро­ли социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогиче­ских и физиолого-медицинских факторов использования ЭКССТО; срав­нительный анализ научно обоснованных моделей информатизации шко­лы в стране и за рубежом. На теоретическом уровне требуется зна­ние дидактических принципов компьютерно-информационного обучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, во­просов логического построения курсов основ информационного моде­лирования, основ теленетики. На прикладном уровне требуется форми­рование понятий, знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освое­ние конкретных новых информационных технологий обучения.

Понятие информационной грамотности включает в себя следующие компоненты:

• знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации и регулярного обращения к ней, например к рефератив­ному журналу «Информатика», к мировой сети Интернет;

• способность оценить ценность, эффективность и надежность ин­формации, полученной из разных источников, для удовлетворения раз­личных информационных потребностей;

• владение основными навыками приобретения информации в авто­матизированных системах и хранения собственной информации.

Информационная культура требует прежде всего от директора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечи­вающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гаран­тирующих достойное место в информационном обществе. Она выпол­

от следующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решаю­ще воздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную, так как непосредственно связана с исследовательской де­ятельностью субъекта и его обучением; коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накоп­ленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культурой общения, диалога в широком смысле этого сло­ва: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога писателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. Сергей Аверинцев, которо­му присуждена итальянская премия «Диалог между культурами», пола­гает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего на самом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)

Культура и цивилизация относятся к полисемантическим многознач­ным понятиям; они строго не различимы и сводятся к материальным благам и текстам , накопленным народами, странами, человечеством.

Когда-то М. Горький определил: «Культура — это наука и искусст­во, цивилизация — техника и экономика». Информация в форме инфор­мационной культуры интегрирует культуру и цивилизацию, естествозна­ние и искусство, реальный мир и виртуальный. В античной гуманистиче­ской парадигме мир — это единство реального и духовного миров, по­знание мира и умом и сердцем.

Образование через передачу информации, достижение ее понима­ния и усвоение субъектом образования — один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации. Настоящее образование все­гда гуманно и гуманитарно, каков бы ни был набор учебных дисцип­лин, — все определяет учитель, его личность, опыт, совесть и страсть.

К основным чертам информационной цивилизации относят следую­щие процессы:

• сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельском хозяйстве;

• нарастание интенсификации информационного обеспечения произ­водства, что способствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решению экологических проблем;

• внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малые государства;

• развитие в государстве взаимодействия пяти независимыхветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и власти информации, причем две последние пронизывают все ветви;

• стремительное возрастание динамизма экономики;

• стирание старых границ между социальными категориями и воз­никновение новых границ между «быстрыми» и «медленными» эконо­миками;

• увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение;

• рост успехов в охране природы.

Наиболее общей концепцией информатизации в плане общественно-политическом и социально-экономическом выступает концепция инфор­мационного общества. Ее создатели Д. Бенк, Б. Масуда, О. Тоффлер предполагают наличие беспроблемного общества взаимодействия и кон­сенсуса, т. е. общества более высокого уровня потребления, общест­ва всеобщего благоденствия, общества когнитариата и информационной элиты, общества всеобщего образования и культуры. Эта концепция на первый взгляд соответствует идее инфоноосферы, но встречает много возражений, не так гладко, как хотелось бы, реализуется на практике и относится в плане построения и функционирования такого общества, скорее, к области современного мифотворчества. В реальности глобаль­ные сети распространения культуры и знаний одновременно заняты «про­мывкой мозгов», ведением информационных войн, сочетанием инфор­мации с клеветой и дезинформацией, компьютерными преступлениями и порнографией.

Казалось бы, на первый взгляд информационная цивилизация долж­на превратить всех людей в технократов, вооруженных искусственным интеллектом. Но этот интеллект вооружает познавательные возможно­сти человека, его духовный мир. И любые образовательные системы или приобретают черты гуманитарных систем, формирующихся в усло­виях неопределенности и вооруженных информационными семантиче­скими моделями, или перерастают в них полностью.

Гуманитарные системы обладают следующими основными свой­ствами:

• Гуманитарные системы создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие в себе сознательный и бессознательный компоненты;

• любое состояние Гуманитарные системы определяется всем пройденным ею путем;

• изменение Гуманитарные системы определяется текущим состоянием и внешним окру­жением;

• язык Гуманитарные системы сочетает в себе (на основе принципа дополнительности) логическую и образную составляющие;