Смекни!
smekni.com

Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки (стр. 2 из 7)

В « Курсе хорового пения» изложена методика преподавания пения по цифирной нотации для учителей. Этот учебник выдержал шесть изданий и был одним из основных в народных школах России.

Он предлагал в качестве методического приёма в начальных классах школы в течении 1,5 – 2 месяцев ввести занятия по слуху - для развития навыка слухового восприятия. Использовался метод слуховых сравнений: аккорды, напоминающие колокольный звон, а тянущиеся звуки - реку.

Также Смоленский проводил внеклассную хоровую работу, которая направлялась на воспитание слуха и ансамбля, реакцию на жесты дирижёра, ставила воспитательные задачи.

Учёный представлял хор как массовый коллектив с дидактическими и художественными задачами: обучить приёмам пения и исполнять артистично. Таким образом, Смоленский не только прививал детям музыкальную культуру, но и обучал их технике пения.

Главное задачей массового музыкального просвещения Смоленский считал эстетическое воспитание общества через хоровое пение и, в первую очередь, через школьное музыкальное образование.

Чрезвычайно большое значение Смоленский придавал репертуару и неоднократно подчёркивал особую ответственность учителей при подборе детского репертуара. Песни отбирались очень тщательно и осторожно, учитывая содержательность и тесситурные условия. Музыкальный материал предлагалось подбирать, руководствуясь следующими принципами: особенности детской психологии, содержательность, тесситура, ладовая основа- диатоника.

Для обучения детей он создал дидактический певческий комплекс, основываясь на образцы древнерусских распевов. Целесообразность он обосновывал тем, что древнерусские распевы диатоничны в ладовой основе и интонационно близки к характерным образцам народной музыки, а тесситурные особенности распевов (примарная зона) очень удобны для начального обучения детей пению.

Результаты деятельности Смоленского в области школьного хорового воспитания явилась музыкально- педагогическая концепция , нашедшая своё выражение в «Проекте программы музыкального образования в народной школе»(1880 г) и в «Методике преподавания по цифирной нотации для учителей»(1885 г).

Создание специальных школьных учебников поднял на новый уровень методическую литературу для учителей пения.

В 70 годах прошлого века появляется книга Сергея Иринеевича Миропольского «О музыкальном образовании народа в России и Западной Европе». В этой книге есть статья, посвященная обзору русской учебно-музыкальной литературы по обучению пению. Он особенно выделяет значение хорового пения, которое, по его словам, является:

1. Навыком к дружному, совокупному действию

2. Разумным стремлением общими силами достигнуть цели

3. Привычкою тщательно выполнять свою собственную деятельность

В своих высказываниях Миропольский подчёркивает любовь к песне у русского народа, приводя различные случаи из русского быта , связанные с песней.

Говоря о методах обучения пению Миропольский отмечает, что:

1. «голос формируется не раньше 8-9 летнего возраста, с этого времени и следует начинать обучение пению»

2. «пение по слуху и пение по нотам представляет две стадии в обучении этому искусству»3).

Вместе с тем, Миропольский допускает в начальном периоде графическое или цифровое изображение высоты звука, но наряду с этим, не отрицает трудностей обучения нотной грамоте и подробно разбирает эти трудности. Поэтому в начальном периоде обучения он допускает графическое изображение звуков («лестничка»). Особенно рекомендует цифровой метод, и отмечает, что обучение по цифровому методу не исключает в дальнейшем обучения по нотам, также как обучение по печатным буквам не исключает обучения письму.

Основные принципы обучения:

1. «Чтобы дети научились представлять всякий данный звук в уме».

2. «Рядом с мелодиями должны идти упражнения в сольмизации».

3. «Все упражнения должны иметь осмысленный характер».

4. «Как скоро дети утвердятся в правильном и отчетливом выполнении простеньких пьес среднего темпа… следует переходить к пению двухголосному».4).

Однако Миропольский не указывает точно, ни когда по времени возможен переход к двухголосию, ни как, какими методами его осуществлять.

Книга С. И. Миропольского сыграла заметную роль в истории музыкального воспитания, так как она давала представление о состоянии музыкального воспитания в России и на Западе.

Большую популярность приобрела двухчастная «Методика пения» Алексея Николаевича Карасева. Он придает изучению пения не только музыкально-образовательное, но и воспитательное значение. Автор особо подчеркивает, что при занятиях хором развивается активное внимание и обостряется умственная работа.

Карасев ставит ряд целей при обучении детей пению:

1. «Развитие присущих детям музыкальных способностей, а вместе с тем органов голоса, речи и дыхания».

2. «Применение указанных способностей и умений, полученных при обучении, к практике…»5).

А также ряд задач:

1. «Научить детей петь начальные молитвы и песнопения «с голоса», но предпочтительно по нотам или другим знакам, в один голос».

2. «Научить петь те же молитвы, тропари и песнопения в два голоса…»6).

Карасев утверждает, что большинство детей наделено хорошим слухом, но при этом отказывает им в творческих возможностях: «Не имея способностей творчества самостоятельной мелодии, ребенок более склонен к подражанию»7).

Большое внимание Карасев уделяет нотной грамоте, необходимость изучения которой он настойчиво подчеркивает: «При пении «с голоса», человек блуждает в потемках, оказывается беспомощным в каждом новом случае»8).

А. Н. Карасев, подобно С. И. Миропольскому, считает разумным начинать обучение с более легких способов записи. Цифровую нотацию он описывает следующим образом: «Первая нота гаммы – цифрою 1, вторая – 2 и т. д. … ноты выше 8 – следующая октава, имеют точку над цифрою, а нижняя октава точку под цифрою»9).

Занятия начинались с освоения одного из звуков, обычно это был звук «до» первой октавы. Ученики пели его сначала целыми длительностями, затем половинными, четвертями, далее переходили к простейшим ритмам. Освоение одного звука продолжалось до тех пор, пока все учащиеся не добивались чистого пения. На одном звуке пели молитвы, песнопения, народные прибаутки.

После чисто спетого звука «до» переходили к звуку «ре», добивались чистого пропевания секунды, и аналогичный музыкальный материал уже охватывал два звука. Далее следовал третий звук «ми» и работа на трех звуках продолжалась в том же плане.

Но в дальнейшем обучении Карасев отвергает этот способ обозначения, считая, что «Обучение по цифрам с каждым шагом будет показывать деланность и неестественность преподавания, а потому и не имеет за собой прочных дидактических оснований»10).

В противовес цифровому Карасев выдвигает буквенный способ обозначения: «Названия нот заменяются звуками, звуки изображаются буквами, стоимость ноты – цифрой поставленной над буквой»11).. Например: «до» – а, «ре» – у, «ми» – и, «фа» – о, «соль» – е, «ля» – я, «си» – ю. Так как этот способ не дает никакой наглядности, представления о движении мелодии, то учащиеся должны предварительно запомнить все звуковые отношения. Этому помогает «лестничка»: о

и

у

а

А. Н. Карасев уделяет значительное внимание методическим приемам изучения музыкальных произведений:

1. Чтение первой строки учителем, если не усвоено это ранее.

2. Повторение отчетливо каждым учеником из слабых, и всем классом.

3. Пение строки учителем.

4. Повторение лучшими учениками по отдельности.

5. Повторение двумя, тремя, группой и всем классом.

6. Изучение при тех же приемах второй строки.

7. Повторение обеих строк одна на другую.

8. Пение следующей фразы молитвы.

Преимущества методики А. Н. Карасева заключается в строгой, продуманной последовательности в построении всего процесса обучения и в детальной его разработке, способствующей выработке прочных навыков у учащихся.

В то же время методика А. Н. Карасева отражала схоластику, и формализм обучения того времени. Хотя благодаря строгой последовательности достигалась чистота интонирования и прочность усвоения музыкального материала, вся система была чуждой живой природе музыки, подавляла проявление к ней творческого отношения.

Следует отметить статьи профессора А. И. Пузыревского. По мнению Пузыревского, школьное пение, правильно поставленное и хорошо ведённое, важно для школы в различных отношениях: и в религиозном, и в эстетическом и в нравственном.

В статье «Пение в семейном воспитании» отмечает, что очень важны занятия пением, потому что «для успешности всяких музыкальных занятий необходимо развивать общую музыкальность…а для этого лучшим средством является пение, доступное всем нормальным детям»12)

Говоря о методах обучения пению, Пузыревский предостерегает от формального обучения нотной грамоте. Много внимания уделяет вопросу о последовательности в обучении. Он указывает на необходимость учитывать закономерности психофизического развития ребёнка, ставить перед учеником только посильные задачи, которые могут быть им не только правильно поняты, но и выполнены. «При пении главную роль играют музыкальный голос и музыкальный слух, развивающийся медленнее способности мышления и, при исключительности метода, не сообразующегося с этим естественным развитием музыкальности, может случится, что мы будем давать непосильную работу слуху или голосу ребёнка………»13)

Не меньший интерес представляет работа Д.Н. Зарина «Методика», которая начинается с вводной части «О методе хорового пения и его принципы».

По его мнению, значение школьного пения состоит не только в воспитании эстетического чувства, но и в его воспитательном воздействии: