Смекни!
smekni.com

Формирование каллиграфических навыков младших школьников (состояние, проблемы и пути оптимизации) (стр. 15 из 21)

Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скоро (третья установка) письма.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество: 1) резко ухудшается; 2) остается прежним или даже 3)улучшается. Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними.

Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным (Глава 2, п.4).

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Для усовершенствования начертательной техники букв __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __, __ уточним их рисунок и последовательность воспроизведения.

1)Форма верхнего полуовала в буквах __, __, __, __, __ имеет своеобразие. Овал вытянут в нижней части. При письме заглавных букв __, __, __, __ первый полуовал вытягивается чуть-чуть ниже верхней линейки рабочей строки, отклоняясь влево, чтобы нижний полуовал в этих буквах не выходил за пределы верхней линейки рабочей строки. В строчной букве __ полуовал вытянут к нижней линейке рабочей строке.

2)Плавная горизонтальная линия в заглавных буквах __, __, __, __ пишется плавным движением справа налево, закругляется вправо и до начальной точки прямой вертикальной линии [1, с.10]. При традиционном начертании этих букв плавная горизонтальная линия пишется в обратном направлении, но ее начало должно обязательно совпадать с начальной точкой первого элемента, чтобы зрительно воспринимаемая форма букв оставалась неизменной. Учителю следует выбрать лишь один вариант последовательности начертания указанных выше букв и строго его выполнять. Нельзя допускать вариативность в начертании этих букв, чтобы избежать переучивания, которое задерживает формирование графического навыка у учащихся.

3)Справа налево пишется горизонтальный полуовал в заглавной букве __. После завершения начертания полуовала вниз безотрывно прописывается прямая линия с закруглением внизу влево.

4)В строчной букве __ повтор по прямой линии вверх не доводится до середины рабочей строки, чтобы соединение с овалом осуществить ниже середины рабочей строки.

5)По этой же причине в заглавной букве __ при написании линии с петлей нужно пересечь прямую линию не на верхней линейке рабочей строки, а немного ниже середины таким образом, соединение с овалом происходит ниже середины строчки.

6)Буква __ (строчная и заглавная) традиционно воспроизводится с двумя отрывами ручки от бумаги: первый из них – для написания второго элемента, то есть горизонтальной черточки, а второй отрыв – для соединительной линии с последующими буквами. Чтобы избежать столь неожиданного письма, можно сразу научить детей писать эту букву безотрывно, а именно: после завершения полуовала следует сразу перейти к написанию плавной горизонтальной линии. В результате получается полуовал с петлей внизу (буква __ наоборот - __).

7)Последовательность начертания сточной и заглавной буквы __ идентична: два овала соединяются с помощью повтора в нижней части первого овала. После завершения второго овала выполняется безотрывное движение по прямой вниз. В строчной букве __ происходит отрыв ручки после завершения прямой линии. От второго полуовала вправо пишется соединительная линия, начало которой совпадает с концом прямой линии внизу.

Все эти упражнения для усовершенствования начертательной техники букв предложены доктором педагогических наук Нелли Георгиевной Агарковой [1, с.10].

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс даже в том случае, когда мы говорим о его технической, сугубо каллиграфической стороне, - это обычно синтетический акт мышечной и интеллектуальной деятельности. Особенно велика роль интеллекта на этапе становления навыка письма. От ученика требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.

Безусловно, каллиграфический навык можно сформировать и без опоры на интеллект как сугубо предметное, имитационное действие. Но тогда процесс обучения, во-первых, будет значительно более длительным, а во-вторых, в результате мы получим сформированный почерк ребенка, но не внесем желательных изменений в личность ученика: у него не появится способность самостоятельно анализировать зрительно воспринимаемый образец, планировать его воссоздание, произвольно управлять своими движениями, контролировать их и так далее.

ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВОПРОСА В ПРАКТИКЕ

3.1. АНАЛИЗ УМК ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ

Традиционная программа. Начальные классы (1-3).

Обучение письму (чистописание). Закрепление графической стороны письма (чистописание) в I-III классах целесообразно проводить на каждом уроке русского языка по 6-8 минут.

Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.

В I классе – это упражнение для развития руки и глазомера, письмо букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию. Кроме букв, дети пишут слова и предложения и, наконец, связные тексты, упражняются в написании, в письме под диктовку.

Во втором и третьем классах содержание графических упражнений, кроме выполнения программы этих классов, составляют письмо трудных для учащихся букв и их соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет.

Состав упражнений входит также исправление недочетов каллиграфического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушения параллельности, соразмерности букв по высоте и широте, выход за строку, искажение форм букв и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописывать образцы букв в тетрадях учащихся: в первом классе у всех, во вторых и третьих классах – выборочно.

Содержание упражнений по чистописанию связывается по мере возможности с изучаемым на уроке грамматическим материалом, с усвоением написания слов на непроверяемый безударную гласную, слов из словаря. Всякое письмо учащегося начальный классов должно быть опрятным, четки и правильным.

Конечная задача обучения письму заключается в том, чтобы ученик мог:

1)«перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);

2)правильно и четко написать букву, слово, предложение; списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки;

3)научиться излагать свои впечатления и мысли в письменной форме.

Эти умения и навыки развиваются постепенно в процессе начального обучения русскому языку.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

I класс (Обучение грамоте), 168 часов.

Письмо и развитие речи.

Правильная посадка за партой, умение верно держать тетрадь и пользоваться ручкой при письме.

Связность и ритмичность письма букв и их соединение в словах. Письмо больших и малых букв и их соединений в словах и предложениях.

Грамматика, правописание и развитие речи, 120 часов.

Чистописание.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильной посадки, положения тетради, ручки и других.

Письмо наиболее простой по форме группы букв с часто повторяющимися элементами движений типа: __, __, __, __, __, __, __; __, __, __, __ и других.

Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

1) __, __, __, __, __;

2) __, __, __, __, __, __, __;

3) __, __, __, __, __, __, __;

4) __, __, __, __ ,__;

5) __, __, __, __, __, __;

6) __, __, __, __, __.

Упражнения в безотрывных соединениях букв типа _____, _____, _____, _____, _____, _____, _____, _____, _____ и других.

Связное, ритмичное письмо слов и небольших предложений.

В результате обучения первоначальному письму первоклассник должен овладеть элементарным графическим навыком, а именно, уметь выполнять следующие действия:

1)сравнительно легко перекодировать звуко-фонемную форму слова в графическую и наоборот;

2)в процессе письма слов и предложений (под диктовку учителя, по памяти, при списывании) воспроизводить буквы и их соединения на основе усвоенных алгоритмов;

3)ритмично чередовать напряжение пишущей руки с расслаблениями под соответствующий счет;

4)писать связно и правильно все буквы;

5)использовать три вида соединения, фиксируя упором ручки соединительные точки;