Смекни!
smekni.com

Формирование речи у дошкольников (стр. 2 из 4)

К этому же периоду отмечается изменение ритма и в стихах детей. Пропадает хорей. Сами стихи становятся аритмичными.

Таким образом, не только речь, но и стихотворное творчество ребенка переживает период перелома ритмического выражения. Ритм и интонация речи и стиха начинают уступать ведущее место слову. Слово сначала в речи, затем в стихах становится носителем смысла, а ритм и интонация превращаются в своего рода аккомпанемент словесной речи.

Это, бесспорно, является прогрессивным фактором. Однако одновременно с этим перестройка ритма и интонации речи таит в себе опасность: слово может настолько оттеснить ритм, что фактически речь ребенка теряет свою выразительную красочность и ритмичность.

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Таким образом, вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Введение.

В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у заикающихся дошкольников. Основные данные об этих интонационных характеристиках получены на взрослых заикающихся. Не установлено, в силу каких причин изменяется интонация у заикающихся. Является ли изменение интонации компонентом нарушения речи или компенсаторным механизмом при нормализации речи заикающихся.

В связи с этим актуальность нашего исследования заключается в определении тактики работы над интонацией при преодолении заикания: устранении имеющихся особенностей интонации или их закреплении? В разработке направлений и форм организации работы над интонацией.

Целью нашего исследования явилось изучение выразительности речи заикающихся дошкольников, а также усовершенствование методики работы над интонационными характеристиками речи.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: - определена роль интонации в логопедической работе с заикающимися. Рассматривая речь, как систему, а интонацию, как компонент этой системы, связанный с другими речевыми компонентами, основное внимание при преодолении заикания уделяется нормализации этого компонента. Воздействуя на интонацию, опираясь на сохранные в речи заикающихся семантический, лексический, морфологический компоненты речи, мы влияем на систему речи.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны методические рекомендации по нормализации интонации речи у заикающихся дошкольников.

Гипотеза исследования:

- при преодолении заикания работа над интонацией занимает важ -ное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Формируя этот элемент, мы влияем на другие компоненты речи заикающихся и на их речь в целом.

§ 3. Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста.

Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования ее выразительной стороны.

Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей:

- дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне нормального темпа речи.

- у детей второй подгруппы отмечается ускоренный темп речи.

- дети третьей подгруппы испытывают затруднения в удержании темпо-ритма.

- дети четвертой подгруппы отличается слабым развитием чувства ритма(14).

Во многих работах, посвященных описанию речи заикающихся, указывается на ускорение темпа их речи (Р.Е.Левина, О.В.Правдина, В.И.Селиверстов, М.Е.Хватцев и др.). Однако измерения темпа речи, проведенные рядом других авторов, выявляют обратную картину.

Согласно работам М.Ю.Кузьмина, темп речи взрослых заикающихся медленнее темпа речи здоровых испытуемых, что связано с увеличением длительности, как фраз, так и пауз (9, 14).

При заикании происходит нарушение коартикуляции, обеспечивающей плавный переход от согласного к последующему гласному. (Ю.И.Кузьмин, И.И.Пружан).

В работе И.И.Пружан временные характеристики речи взрослых заикающихся исследуются как в процессе чтения текста, так и при повторении фраз за диктором. В данном случае измеряются не только длительности фраз, но и длительности слов и частей слова. Выявлено два основных эффекта: существенное замедление темпа речи заикающихся по сравнению с темпом речи незаикающихся и неравномерность темпа у заикающихся, которая связана с непропорциональным увеличением длительности отдельных слов (17).

Сведения о темпе речи заикающихся школьников отражены в работах Т.И.Гультяевой, Т.С.Когновицкой (8).

В статье Т.И.Гультяевой темп речи заикающихся школьников рассматривается в зависимости от локализации судорог (голосовом, дыхательном, артикуляторном аппаратах). Обнаружено, что средняя скорость произнесения текста у детей с голосовой судорогой составила 0,75 слога/сек., с дыхательной – 1,44 слога/сек., с артикуляторной – 1,77 слога/сек.(8).

Согласно исследованиям Т.С.Когновицкой, существенное замедление темпа у заикающихся школьников и значительная вариабельность скорости их речи обусловлены различиями темпа и числом судорог.

Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине заикания. Нарушения голоса бывают не только разной степени выраженности, но и различного характера, в зависимости от их структуры. Они колеблются от легких нарушений тембра голоса до сложных расстройств типа дисфонии, ринофонии (открытой и закрытой) и др.

Нарушения голоса имеют при заикании многочисленные и сложные причины. Прежде всего, на особенности голосовой функции заикающихся большое отрицательное влияние оказывает постоянная судорожность, возникающая в пределах речевого аппарата и, в частности, при голосовых типах заикания – конкретно в голосовом аппарате. Это патологическое состояние голосового аппарата оказывает свое влияние на тембр голоса, его модулированность, мелодику речи, громкость и силу, а также другие характеристики.

Остановимся несколько более подробно на некоторых из перечисленных показателей.

При работе с заикающимися наиболее легко и часто заметнынарушения тембра голоса. Они проявляются в хриплости, глухоте и т.п. Как правило, заикающиеся не используют резонаторы (особенно мало участвует в речи грудной резонатор), за счет чего голос лишается своей выразительности и «сочности».

Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи.

В ряде работ содержатся указания на монотонность речи заикающихся. Существуют сведения о динамике этой особенности мелодики речи заикающихся в процессе логопедических занятий (6).

Наиболее подробным исследованием мелодики речи при заикании следует признать работу А.Ю.Панасюка (15), который изучал изменение частоты основного тона у взрослых заикающихся, как в обычных условиях, так и при задержке акустической связи. Им были получены данные о перепадах частоты на протяжении фраз, произнесенных заикающимися и не заикающимися. Было показано, что значение перепада частоты основного тона у заикающихся примерно на 30% меньше, чем без заикания, и приближается к норме при произнесении фраз в условиях акустической обратной связи.

Исследования мелодики речи взрослых заикающихся показывают, что у них перепад частоты основного тона, так же как и темп речи, отличается от этих показаний у не заикающихся и может меняться под влиянием обучения.

Если предположить, что для заикающихся дошкольников также характерна динамика мелодических характеристик в процессе занятий, то можно было бы использовать эту особенность их речи в логопедической работе при формировании плавной речи.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что среди исследователей выразительной стороны речи заикающихся не существует единой точки зрения на проблему состояния темпа их речи. Одни считают его ускоренным, по сравнению с нормально говорящими людьми, другие – замедленным.

Мелодика речи заикающихся менее изучена, чем темп их речи. Меньше всего сведений получено о мелодике речи заикающихся дошкольников.

§4. Формирование интонационной стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста.

Работу над мелодикой и темпом речи часто называют работой над выразительностью речи. Известны различные пути проведения этой работы. Одни считают необходимым уже с первых занятий вырабатывать у заикающихся эмоциональную, выразительную речь. Этого подхода придерживается большинство исследователей (5, 8).

Выразительная речь требует от заикающихся умения владеть разным речевым темпом и модуляциями голоса. Заикающимся сразу трудно овладеть этим умением во всех речевых ситуациях. Поэтому необходим постепенный путь овладения различным темпом речи.

Некоторые специалисты предполагают уделять внимание работе над интонацией в конце курса логопедических занятий (1, 8). В этом случае становится непонятным, как можно, развивая речь заикающихся, с самого начала оставлять без внимания интонацию, которая выполняет основную функцию речи – коммуникативную.

Существует еще один подход к преодолению заикания (10). Эти авторы рекомендуют заикающимся пользоваться монотонной речью, помогающей преодолевать судороги, вызывать у них плавную речь.

Однако если рассматривать монотонность, как средство, уменьшающее судороги, то стоит использовать его на первом этапе логопедических занятий. На положительные свойства монотонности указывал еще И.А.Сикорский: « Монотонная речь – речь, лишенная естественных повышений и понижений тона голоса. Такая речь принадлежит к числу средств, уменьшающих заикание весьма значительно. Превращение естественной речи в монотонную должно в высшей степени упрощать речь и облегчать задачу артикулирования для заикающихся»(8).