Смекни!
smekni.com

Этнопедагогика (стр. 3 из 4)

2.4. Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с уст­ным народным творчеством, зародился в глу­бокой древности: в играх, сопровождав­ших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (свя­точное ряженье, свадьба и т. д.). В про­цессе развития в драматических действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и представления, паро­дирующие свадебный обряд (русская игра-комедия «Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообра­зие форм народного кукольного театра опреде­лялось различием видов кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионет­ки — куклы на нитках — и др.). Народные те­атры кукол разыгрывали пьесы, переска­зывающие сказки и легенды, инсцени­ровали «бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные пред­ставления и так называемый раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизиро­ванного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и же­стов; в ходе представлений актёры непо­средственно общались с публикой, которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей, изображать вто­ростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной инте­рес в нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или комичности ситуа­ций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей, драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках, ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой, преодолевать застенчивость.

2.5. Народный танец

Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был ча­стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы, связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово­ды наполнялись новым содержанием, вы­ражавшим новые особенности быта. На­роды, занимавшиеся охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц, домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский — дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ (виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за­нимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно­шение к женщине (грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных ин­струментов, которые танцовщики часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с бытовы­ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак­тер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное платье, прикрываю­щее ступни ног; характерное движение в русском мужском танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую коорди­нацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг с другом в движении (хоровод, ручеек).

2.6. Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, тка­чество, резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё художест­венное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта, культуры и верования. Наиболее общим элемен­том служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной формы, есте­ственной красоты материала. Представление о вещи в народном промысле обычно не закрепляется в подго­товительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом ре­зультаты его индивидуальной изобрета­тельности, приводящей к выработке наи­более рациональных приёмов работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым от­бором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревян­ные ковши в виде утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, со­храняя общую форму и об­разную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения, де­коративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе, помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт наставника (родителей), прививает трудолюбие.

3. Принципы народной педагогики

3.1. Закономерности народных педагогических систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных пе­дагогических систем, дающих возможность осуществлять "пере­нос" знаний из одной этнической педагогики в другую, относятся:

· наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпо­се, мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего систему общечеловеческих ценностей;

· единство естественного механизма развития народных педагогик, выражающегося во взаимодействии социальных (обществен­ных) требований и народности;

· общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение (при­рода, труд, игра и др.);

· общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик народных педагогик различных этносов выступают природно-географические условия и исторические особен­ности развития народов, определяющие характер труда, игр, празд­ников, традиций и обрядов, содержание устного народного творче­ства, изобразительного искусства и народных промыслов, специфи­ку отношений людей друг к другу и окружающей природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процес­са, базирующегося на народной педагогике, следует положить иде­ал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органиче­ски включается в систему современных социальных целей и выпол­няет по отношению к учебно-воспитательным системам роль про­граммы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает сущность народной культу­ры и ее связь с социальными условиями; она и в настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и мно­гие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмира­ет, если теряет свою социально значимую основу.

3.2. Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традици­онной культуры воспитания мы понимаем исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, ле­генд и преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал представлен в сказках, пословицах и поговорках (афо­ристическая педагогика), в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал и средства его формирования. Она представляет такую же объективную реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро, стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика — наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.