Смекни!
smekni.com

Дидактическая игра на этапе освоения знаний (стр. 2 из 9)

Малыши очень эмоциональны, впечатлительны не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение - не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, а главное - двойками. К стати отметки должны стать лишь показателем деловых отношений между учителем и учеником (не больше !).

Воля и сознательность развиты у детей слабо. Но стоит ли обвинять их в этом? Даже если все вокруг - и учителя, и родители, и сам ребенок- будут твердить: “ты должен!”, - все рано очень скоро наступит и охранительное торможение (будет дремать с открытыми глазами), или возбуждение (будет вертеться тормошить соседа, проявляя природную импульсивность). Тут можно и сменить вид работы, провести игру.

Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и десять минут - значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках.

У них повышенная утомляемость - не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаше менять виды деятельности.

Для учителя важно понять, что игры в школе - это не игры дошкольников, это не игры развлечения, вводимые лишь для занимательности разнообразия заданий. Игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

1.2 Дидактические игры на уроках математики.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе в начале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся не заметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: “Кто быстрее ?”, “Не зевать !”, “Отвечай сразу.”, “Кто вернее ?” и так далее.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе,, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения с переходом через десяток часто используют игру “Поймай рыбку”.

На доске висит таблица на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров:

7+8 9+3

9+6 14-6

9+7 15-7

16-8 18-9

13-6 8+5

Двое учащихся выходят к доске и по команде начинают решать выражения, остальные учащиеся выполняют задания в тетради. По истечении времени отведенного на вычисление, ученики сверяют свои ответы с доской. Тот из учеников у доски, кто решил большее количество выражений, поймал больше рыбок. Он считается лучшим рыбаком в данной игре.

Для закрепления знаний таблиц сложения и вычитания в пределах 10 можно использовать игру “Самый быстрый почтальон”.

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек, на обратной стороне которых записано выражение на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезанные цифры, обозначающие числа от 0 до 10).

Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома(найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот самый быстрый почтальон.

Эти игры простые, но они позволяют в игровой форме повторить таблицу сложения и вычитания, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

Многие и упражнения можно строить на материале различной трудности это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Например, можно дать самостоятельную работу в виде игры “Кто первый добежит до финиша ?”. А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

Например, хорошо подготовленным учащимся предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение. Слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом.

На таких уроках ставиться цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задания, все хотят быть спортсменами. В завершении задании на доске пишутся фамилии учащихся справившихся с задачей. А тем, кому не удалось решить задачу, дается индивидуальная помощь, чтобы в следующий раз смелее приступали к работе.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

1.3 Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте.

Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.

Учебной задачей проведения игр в первом классе в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:

1) Установление изучаемого звука в словах (“Чей голосок”), определение места звука (“Где спрятался звук ?”).

2) Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.
Ра ма По ра
Ра на Ко ра

3) Составление схем слогов - слияний с использованием цвета: синего(твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный). А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

4) Игра “Живые буквы”. Детям выдаются буквы, они должны найти пару, причем так, что бы получился слог( по опорной согласной или гласной).

5) Составление слогам по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, даны картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляют слог по первым звукам (Т),(О), придумывают слова с данным слогом то-пор, то - варищ. Затем меняют картинки местами, выясняют, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминают слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце. Далее проводится работа со словом. Детей знакомят с понятием “слово”. Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова даются разные задания.

1) Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).

2) Обобщение понятия: какое слово лишние и почему ? (лето, осень, неделя).

3) Добавление нужного слова (Пальто, шапка, шарф-...).

4) Называние общего слова.(стол, стул, шкаф-...).

Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.

Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

а а а о о о о а

рак ра ма мо ло ко о са

Составление слова из данных слогов (слоги даны в рассыпную) .

Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.

Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора.

Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.

Игра “Кто быстрее, кто больше ?”. Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.