Смекни!
smekni.com

Влияние личности учителя на творческие способности детей (стр. 6 из 22)

И.М. Розетт в «Теоретических концепциях фантазии» о творческом мышлении пишет следующее: «...различия между умственной деятельностью человека и операциями, совершаемыми имитирующим устройством, показывают, что к существенным чертам фантазии следует причислить активность, выражающуюся в постановке собственных задач, вопросов, оценочное отношение, выражающееся в предпочтении определенных способов выполнения деятельности, и непредопределенность, выражающуюся в возможности отступать от заданной последовательности, видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание. Следовательно, адекватная теория фантазии должна органически включать в себя указанные принципы». Таким образом, понятие творческого мышления крайне тесно соприкасается с понятием воображения.

Мы не затронули такой важный и интересный момент как органические предпосылки творческой деятельности — роль межполушарной асимметрии. Отметим лишь наиболее важные точки соприкосновения с интересующей нас темой.

В настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления. Создающего специфический пространственно-образный контекст. Основной отличительной особенностью пространственно-образного, правополушарного мышления является одномоментное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. Отдельные свойства образов, их «грани», могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких «смысловых плоскостях», что и определяет многозначность образа в соответствующем контексте. Эта многозначность очень затрудняет не только выражение таких отношений в логически упорядоченной форме, но может даже препятствовать их осознанию. Но вместо этого образное мышление обеспечивает организующему началу непосредственность восприятия реальности, принятие ее такой, какой она является сама по себе.[66]

Рассмотренные нами взгляды на теорию творческого мышления приводят нас к мысли, что концептуальный аппарат представлен множеством

прекрасных теорий, как выразился когда-то Ананьев Б.Г.. Однако все-таки по данному вопросу еще нет единых точек зрения из-за отсутствия достаточного экспериментального подкрепления. Тем не менее, представленная в теориях информация дает основание хотя бы приблизительно уже строить гипотезы о тонких механизмах формирования творческого мышления и воображения.

1.3 Основные подходы к выделению критериев одаренности, творческих способностей

Каким образом выражаются наши творческие способности?

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

Чтобы лучше разобраться в творческой активности разума, обратимся к размышлениям А.Г. Спиркина. Он пишет, что «подлинно научное открытие состоит в том, чтобы найти принципиальное решение еще не решенных задач, еще не раскрытых проблем. Бывает так, что новое есть лишь оригинальная комбинация старых элементов. Творческая мысль та, которая ведет к новым результатам или посредством комбинаций обычных способов, или совершенно новым методом, нарушающим ранее принятые».[77] Он приводит также разграничение, сделанное в свое время И. Кантом, между открытием и изобретением: «открывают то, что существует само по себе, оставаясь неизвестным, например, Колумб открыл Америку. Изобретение есть создание ранее не существовавшего, например порох был изобретен». [77] далее мы находим следующее, что является важным для нашего исследования. Творческое воображение, фантазия тесно связаны с развитием способности у человека изменять, преобразовывать мир. У фантазии есть свои законы, которые отличаются от законов обычной логики мышления. Сила творческого воображения позволяет человеку взглянуть на примелькавшиеся вещи по-новому и различить в них черты, доселе никем не замеченные. И что самое главное, творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Другими словами, в развитии творческого воображения большую роль играет искусство. Именно искусство развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности. На роль искусства в развитии творческого воображения указывает Л.С. Выготский.[22] Пытаясь рассмотреть данное развитие на примере рисования, начиная с детского возраста, он отмечает следующее: «... рисование в переходном возрасте не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одаренных детей, и даже для детей, которые не собираются впоследствии быть профессионалами — художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда (...) краски и рисунок начинают говорить подростку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания»[21,74]. Ведь далеко не случаен тот факт, что великие мыслители и ученые обладают исключительно высокой эстетической культурой. Например, П. Дирак выдвинул идею о существовании протона по соображениям чисто эстетическим [77].

В научном творчестве, как и в художественном важное место отводится таким понятиям, как остроумие и интуиция.

Остроумие — это творческая мысль, тесно связанная с чувствами и заключающаяся в неожиданном сопоставлении на первый взгляд несопоставимых явлений, во внезапном нахождении чего-то общего в таких фактах, которые отстоят далеко друг от друга по существу [77]

Интуиция — это некое полуинстинктивное сознание и вместе с тем стоящее выше обычного сознания, являющее собой по своей познавательной силе по существу сверхсознание. Она, как бы в одно мгновение, пробегая по частям, по малейшим деталькам объекта, схватывает суть целого. Спиркин А.Г. пишет, что «этот способ мышления нередко окутывают густым туманом мистики и объявляют его бессознательным процессом. (...) Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущениям, представлениям и мышлению. Она составляет качественно особый вид умозаключения, когда отдельные звенья логической цепи проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли — истина»[77].

Признавая большое участие в творческом процессе остроумия и интуиции, следует, однако, с полной уверенностью констатировать, что все талантливые люди, достигшие выдающихся успехов: и Аристотель, и М.В. Ломоносов, и К. Маркс, и Р. Декарт - отличались повышенной склонностью к труду, другими словами, исключительной работоспособностью. Без напряженной умственной деятельности озарения не происходит[77;81].

Таким образом, на данном этапе мы можем сделать несколько важных для нас выводов. Во-первых, творческие способности влияют на способность человека прообразовывать окружающую действительность, и это представляет собой особую ценность. Во-вторых, в процессе творения следует выделять такие понятия, как интуиция, остроумие, однако их существование практически невозможно без предварительной умственной работы. В-третьих, развитие творческих способностей часто ставится в прямую зависимость от знакомства с миром искусства. Вместе с тем, напрашивается вывод, что, поскольку искусство создается творческими людьми, то общение, непосредственное общение с подобными людьми, способными культивировать в развивающейся личности новые идеи, развивать воображение, создает благоприятную почву для воспитания творческой личности.

С.Л. Рубинштейн (продолжая далее рассуждения на тему одаренности) пишет в своей работе, что особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений». Если талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но в рамках того, что уже было достигнуто, то гений предполагает способность создавать что-то принципиально новое. Это неизбежно связано с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Обратимся еще раз к тому, как проявляются способности, а именно к тому, как проявляются творческие способности.

Существенным показателем значительности способностей в процессе их развития, отмечает С.Л. Рубинштейн, могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения. Иногда показателем одаренности может служить раннее их проявление. Однако следует учесть, что существует немало случаев, как в Науке, так и в искусстве, когда люди, ставшие крупнейшими учеными, писателями, художниками, в раннем возрасте не проявляли исключительных способностей. И, вероятно, одно из центральных условий полного раскрытия творческих способностей — это зависимость от общественных условий, то, что уже акцентировалось выше. Творческий гений должен обладать большой силой воли, если условия не являются благоприятными. С.Л. Рубинштейн в связи с этим пишет следующее: «Не подлежит сомнению, что некоторые люди, которые при благоприятных условиях могли бы широко развернуть свои способности и очень много создать, оказываются не в силах преодолеть те внешние препятствия, которые создают неблагоприятные условия для их развития» [69,545]. Теоретический обзор по нашему исследованию в данном случае требует переноса на процесс формирования творческих способностей у детей.

Воспитание и обучение — это те процессы, где происходит развитие творческих способностей. Поскольку «человеческие способности, отличающие человека от других живых существ, составляют его природу, но сама природа человека продукт истории», то способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, Науки, искусства. Начало заключается в задатках, которые через деятельные контакты ребенка с окружающим миром, превращаются в многообразные способности. В свою очередь каждая способность развивается, совершенствуется, и порой высоко проявляется [44].