Смекни!
smekni.com

Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье (стр. 6 из 21)

4. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно нравственного воспитания.

5. Психологические отношения представляют из себя сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализует моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности.

6. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи.

7. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений литературы и искусства /13, с.89/.

Специалисты обычно выделяют три важнейшие сферы семейных отношений: "хозяйственно-экономическую", "нравственно-психологическую", "интимную". Именно эти три сферы более определяют бытие и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для воспитания детей.

Социальная психология утверждает, что все виды межличностных отношений между супругами можно свести к двум полярным типам – кооперации (сотрудничество) и конкуренции (соперничество).

Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений супругов, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Паритет – ровные, "союзнические" отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи. Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Любой из этих пяти характеров проявляется в семье, способствуя или препятствуя ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности. Идеальный характер взаимоотношений – это сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие ребенка протекает ровно и безболезненно. Но сохранить атмосферу сотрудничества семье не всегда удается /24, с.12/.

Основным базисом счастливого супружества, по мнению С.В. Ковалева, является совместимость супругов. Совместимость супругов складывается из совместимости как семейных партнеров (согласованность представлений супругов о семейных функциях и распределении обязанностей) и их совместимости как брачных партнеров – личностное и интимно-сексуальное соответствие супругов. Искусство быть супругом в основном слагается из умений психологически грамотно строить свои повседневные отношения и общение, безболезненно выходить из конфликтов. Это искусство слагается из навыков самоконтроля, так как настроения и эмоции любого человека часто становятся причиной кризисных моментов в супружестве.

В настоящее время достоинство является нравственной почвой для привязанности супругов, укрепляя их единство. Достоинство одного супруга должно не унижать, а предполагать и поддерживать достоинства другого. Унижение женщины уничтожает ее чувства и оскорбительно не только для нее, но и для мужчины. Униженные мужчины губительны для брака в целом, ибо ни в коем случае нельзя разрушать в человеке его хорошие впечатления о себе /33, с.19/.

Супружеские взаимоотношения, по мнению философа и социолога В. Зацепина, проходят пять стадий.

Для первой из них характерна глубокая, страстная влюбленность, когда другой супруг занимает достаточно большую часть внимания своего супруга, а его образ, само вспоминание о нем вызывает положительные эмоции.

Вторая стадия характеризуется некоторым охлаждением, образ этого самого другого все реже всплывает в его отсутствие и не всегда вызывает положительные эмоции, хотя проявление его воочию обычно поднимает настроение.

На третьей стадии происходит дальнейшее охлаждение отношений. Настроение не поднимается с приходом другого – необходимо с его стороны какое-то внимание. Наступает привыкание, постоянное общение порождает видимость однообразия. И не так-то просто уничтожить эту видимость одними лишь подарками и ласками – к ним ведь тоже привыкают.

На четвертой стадии присутствие другого вызывает неосознанное раздражение, а сам он начинает рассматриваться уже через призму не достоинств, а недостатков. Возникает и формируется отрицательная установка; появляются придирки и критические замечания, любой поступок рассматривается как проступок, а в нынешнем и прошлом поведении находится злой умысел.

На пятой стадии отрицательная установка почти полностью овладевает человеком. Образ другого не покидает сознания. Этот образ – сплошное отрицание. Супруга тянет и уйти, и – наоборот – прибежать к нему, чтобы высказать все, что накипело, да еще побольнее уколоть.

В. Сысенко все причины семейных конфликтов объединил в три группы.²

1. Конфликты, возникающие на базе несогласованного и несправедливого разделения труда в семье, различного понимания прав и обязанностей супругов, недостаточного вклада одного из брачных партнеров в домашний труд и самообслуживание.

2. Разногласия, возникающие на основе хронического неудовлетворения каких-либо потребностей одного или даже обоих супругов, в том числе их сексуальные влечения. В психологическом плане подобные конфликты далеко не "поверхностны", не всегда четко осознаются, но достаточно явно проявляют себя в переживаниях эмоциональной неудовлетворенности браком или какими-то его сторонами.

3. Конфликты, имеющие своим источником недостатки и дефекты воспитания, характера и прочих относящихся к психологическому складу вещей, значение которых сильно преувеличивается /63, с.27/.

Неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам; плохо понимают чувства другого; говорят слова, которые раздражают другого; часто чувствуют себя нелюбимыми; не обращают внимание на другого; чувствуют неудовлетворённую потребность в доверии; ощущают потребность в человеке, которому можно довериться; редко делают комплименты друг другу.

Социально-педагогические исследования, показали, что представление о семейных ролях часто ограничиваются какой-либо одной стороной семейной жизни – преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной.

Конфликт может возникнуть из-за расхождения мотивации брака у супругов, их представлений о целях супружеского союза. Так как вступают в брак, в основном ориентируясь на него как на преимущественно хозяйственно-бытовой союз, то есть искренне считая, что главное в семье – это хорошо налаженный быт и домоводство. Или на союз нравственно-психологический, желая найти верного друга и спутника жизни. Или на союз семейно-родительский, педагогический, исходя из того, что главная функция семьи есть рождение и воспитание детей. Или на союз интимно-личный, стремясь найти желанного и любимого партнёра для интимных отношений /71, с.49/.

Конфликт может возникнуть и в связи с несогласованностью представлений супругов о семейном укладе (семейных функциях) и представлений о характере и распределении семейных обязанностей в связи с ними. Здесь уже диапазон ролевых разногласий становится весьма широким. Дело в том, что таких ролей может быть довольно много. Исследователи предлагают различные классификации. Так, советский психолог Т.С. Яценко по результатам своих исследований выделила четыре основные супружеские роли: сексуальный партнёр, друг, опекун, покровитель. При их выполнении реализуются соответствующие потребности – сексуальная, эмоциональной связи и теплоты в отношениях, опеки, бытовые. Ну а характер супружеских отношений определяется компоновкой этих ролей. Например, если у жены очень сильна потребность в эмоциональной связи и теплоте в отношениях, то муж должен выступать для неё в роли друга, дабы потребность эта удовлетворялась. У мужа же, по молодости и горячности, может превалировать сексуальная потребность. Значит, жене следует почаще выступать в роли интимного партнёра. Но это ещё не всё. В принципе, для нормальной супружеской жизни необходимо, во-первых, присутствие всех этих ролей (хотя какая-то из них и может главенствовать), иначе супружество становится ущербным. Во-вторых, исключение дополнительных ролей (если только их наличие не согласовано между супругами и не вызывает у них протеста). Например, супруг, вместо того чтобы в сложной ситуации выполнять роль друга или опекуна, начинает играть роль ребёнка ("Оставь меня в покое! Не знаю я, что теперь делать!") или родителя ("Я же предупреждал, что, если ты и дальше будешь вести себя так глупо, ничего хорошего из тебя не выйдет!").

То, что предложила Т.С. Яценко, не единственное видение супружеских ролей учёными. Американский социолог К. Киркпатрик считает, что возможны три основных вида ролей – традиционные, товарищеские и партнёров. Первый момент совместимости супружества заключается в том, чтобы супруги выбрали (или в конце концов договорились о таком выборе) один и тот же тип роли, пусть даже смешанный (то есть чтобы не было пересечений и рассогласований: она – за традиционный брак, а он – за товарищеский). Второй – чтобы каждый из компонентов необходимого для этой роли внутри- и внесемейного поведения взаимосоответствовал у мужа и жены. Например, традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов мужу, приспособляемость к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы (строго последовательно) преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене за принятие подчинённости и зависимости, обеспечение алиментов при разводе /48, с.120/.