Смекни!
smekni.com

Воспитание базовой культуры личности (стр. 2 из 5)

Динамику личностной деформации можно представить после­довательностью следующих этапов: появление пробелов и иска­жений в нравственно-волевой сфере личности; превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки; формирование мо­тивации предпочтительного поведения, включающей антиобще­ственные цели и средства; соответствующие искажения нравствен­но-правового сознания в части пределов дозволенного поведения; правонарушение; систематическое правонарушение; систематиче­ское правонарушающее поведение; преступление.

Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, все­гда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным цен­ностям. «Дефективность сознания, — отмечал А. С. Макаренко, это, конечно, не техническая дефективность личности, это де­фективность каких-то социальных явлений, социальных отноше­ний — одним словом, прежде всего, испорченные отношения меж­ду личностью и обществом, между требованиями личности и тре­бованиями общества»1.

Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с яв­ной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребитель­ского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетво­рение потребностей любыми способами, в том числе и асоциаль­ными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой кримиинальной активностью.

Для подростка одобрительное мнение членов его группы о со­вершаемых им аморальных и противоправных поступках представ­ляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступ­ков взрослыми — родителями, учителями и т.п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий не­формальных групп, придавать им общественно ценную направ­ленность.

В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:

.устранение обстоятельств, которые способствуют формиро­ванию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существен­но сказались на поведении (ранняя профилактика);

• оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профи­лактики);

. аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих пра­вонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоох­ранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовер­шеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосред­ственной профилактики);

• правовоспитательные воздействия на учащихся, системати­чески совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение ко­торых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилак­тики);

• работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъя­тия из коллектива (профилактика рецидива).

Предупреждение правонарушений среди учащихся — одно из Центральных направлений правовоспитательной деятельности Школы, семьи и общественности.

Формирование основ нравственной культуры личности

Основные понятия теории нравственной культуры. Любой посту­пок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или

плохой, правильный или неправильный, справедливый или не­справедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обы­чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис­пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философ­ская наука, изучающая мораль. В зависимости оттого, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объ­единяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисципли­нированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное по­ведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия опре­деленным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяю­щееся на множество одинаковых поступков, носит название нрав­ственной нормы. Норма — это правило, требование, определяю­щее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к опре­деленным поступкам и действиям, а может и запрещать или пре­достерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, -нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в ка­кой-либо профессиональной среде, отношения между представи­телями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охваты­вающие не отдельные отношения, а все области отношений, по­буждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как доб­ро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, обшество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нрав­ственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, счи­тая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимают­ся людьми, принадлежащими к определенной социальной группеи выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного со­знания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти лич­ные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, прин­ципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определен­ные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к приро­де. Содержание воспитательной работы учителя, классного руко­водителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

Отношение к другим людям предполагает формирование гума­низма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимо­помощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представи­телям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного дол­га, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответ­ственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отноше­ние к природе требует бережного отношения к ее богатству, не­терпимости к нарушениям экологических норм и требований.

Формирование основ нравственной культуры школьников осу­ществляется в системе нравственного воспитания в условиях шко­лы, семьи, общества.

Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим факто­ром, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отно­шение содержит не только оценку мира как объективной реально­сти, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом ми­ровоззрении как раз и находят свое выражение многообразные от­ношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к дея­тельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяет­ся как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека,

Трудовое воспитание школьников

Задачи и содержание трудового воспитания. Трудовое воспита­ние ребенка начинается с формирования в семье и школе эле­ментарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность дол­жна стать для школьников естественной физической и интел­лектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое об­разование обеспечивает знание основ современной техники, тех­нологии и организации производства; вооружает учащихся об­щетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отно­шение к труду; способствует правильному выбору профессии. Та­ким образом, политехническое образование является базой тру­дового воспитания.