Смекни!
smekni.com

Детский музей как фактор формирования исторического мышления (стр. 2 из 2)

В европейской модели акцентируется слово музей. Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов.

Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно, тем более, что в Европе есть музеи, созданные по американскому образцу и наоборот. Обратимся к конкретному примеру, подтверждающему приверженность немецких специалистов «американской модели».

Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах.

Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль.

На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере.

На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве.

Эта идея нашла свое удивительное воплощение в деятельности детского интерактивного музея - Дом сказок «Жили-были», учрежденного Благотворительным фондом «Русская семья» в 1995 году в Москве.

Итак, подытоживая вышесказанное о детском музее, можно выделить устойчивые черты и особенности, которые он приобрел в процессе своего развития как в нашей стране, так и за рубежом:

Это адресный музей, ориентированный на ребенка (а таковым считается человек, не достигший 18 лет) и семейного посетителя. Этим обуславливается его специфика и нацеленность на интересы и потребности этой аудитории.

Это образовательный музей, причем параллельно функции образования, выполняющей здесь главенствующую роль, приоритетной для детского музея решается проблема социализации подрастающего поколения.

Это интерактивный музей, который не может реализовать себя лишь в форме «витринных» экспозиций, как бы привлекательны они не были для ребенка. Создавая свои проекты, сотрудник детского музея заранее продумывает, как можно организовать взаимодействие аудитории с экспозицией. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя. Там, где этого нет, нет детского музея.

А значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает музейному специалисту богатейшую палитру методологических приемов и широчайший диапазон возможностей, позволяющих осмыслить все виды деятельности музея в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень его образовательного воздействия.

Список литературы

1. Грешневиков А. Кому нужна смена устоев?//Воспитание школьников, 2001,№1,с.64.

2. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее, с.26-31./Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела)/ Сост. И.М. Коссова, ИПРИКТ РФ.- М.,1997.-120 с.

3. Макарова-Таман Н.Г. и др. Детские музеи в России и за рубежом.- М., 2001.-128 с.

4. Детский этнографический центр/ Сост. Е.Я. Тимофеева.- Санкт-Петербург,1999.

5. Мухаметшина А.В. Знакомая мелодия из глубины веков: Музейно-образовательная программа.- Казань, 2001.

6. Агишина Т.И. Программа начального музейного образования «Мир музея».- Елабуга, 1999.

7. Положение о Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль»// Постановление Кабинета Министров РТ от 31 января 1994 г., с.2.

8. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина, с.24./ Там же - см.№ 2.

9. Музейная педагогика (Материал «Музейной энциклопедии», представленной к изданию РИК ПК РФ)/ Сост. И.М. Коссова.- Омск, 1999.