Смекни!
smekni.com

Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста (стр. 2 из 6)

Говоря о воспитанности ребенка, подразумевают степень его соответствия высоким требованиям культуры. Правда, взрослые тоже не все и не в очень высокой степени отвечают таким нормам, но воспитание во всем мире и всегда ориентировалось на наивысшей уровень достижений культуры, который и определял цель воспитания.

Однако существует ли возможность обнаружить какими-то способами воспитанность человека, пользуясь достижениями человечества? Необходима мерка, которой станем оценивать наличие воспитанности. Необходим критерий оценки явления, нас интересующего. [14, стр. 10]

Критерии оценки воспитанности

Исходным моментом в установлении критерия оценки воспитанности являются наивысшие ценности жизни, они же определяют содержание воспитательного процесса. Что это значит для педагога, желающего прослеживать процесс развития своих воспитанников? Это означает, что содержанием организуемых диагностик будут ценностные отношении: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость либо слабость, привычность, эмоциональность, целостность и т. п.

Чтобы профессионально судить о воспитанности или невоспитанности детей, следует обратиться к системе наивысших ценностей жизни и выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей т. е. принятие либо игнорирование их.

Учитывая скачкообразное развитие ребенка необходимо выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки воспитанности детей в ее динамике.

Остается очертить круг наивысших ценностей, которые составляют содержательную сторону диагностирования. Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам Человек. Природа как дом человечества и Общество как социальное условие существования человека на земле, а так же сама Жизнь выступают ценностями второго порядка, обеспечивающими ценность человека. Добро, Истина и Красота – характерологические ценности, определяющие основания человеческой жизни. Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство, Братство – характерологические ценности, описывающие достойное человека общество. Труд, Познание, Общение, Игра – деятельность человека, способствующая созданию достойной жизни на основании вышеназванных ценностей. [14, стр. 14]

Можно выделить и более конкретные критерии воспитанности, такие как честность, бескорыстие, вежливость, деликатность, чуткость, чувство такта, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность, любознательность, самостоятельность, дружелюбие, отзывчивость, дружелюбие, аккуратность, общительность и другие.

1.2 Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении со взрослыми, которые дают оценку противоположных действий (говорить правду — хорошо, обманывать — плохо) и предъявляют требования (надо говорить правду). Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдения нравственных норм.

В ситуациях, где экспериментально создано несовпадение моральных норм и импульсивных желаний ребенка, обнаруживается 3 типа поведения и соответственно 3 способа разрешения таких ситуаций:

1-й тип – «дисциплинированный» (выполнить правило, чего бы это не стоило) встречается с 3-4 лет. На протяжении всего дошкольного возраста идет изменение мотивации нравственного поведения: сначала ребенок старается избегать наказания или порицания, но постепенно происходит осознание необходимости выполнения правил поведения.

2-й тип – «недисциплинированный неправдивый тип поведения» (нарушить правило, удовлетворив своё желание, но утаить нарушение от взрослого) характеризуется преобладанием импульсивного поведения при знании моральной нормы и последствий её нарушения. Этот тип поведения порождает ложь.

3-й тип – «недисциплинированный правдивый тип» (нарушать правила, следуя своим желаниям, и не скрывать этого): младшие дошкольники проявляют его силу недостаточности произвольности контроля, поэтому они и не переживают «свой позор»; а старшие дети бывают смущены и стыдятся совершенного даже наедине с собой.

В дошкольном возрасте формируется и чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

В экспериментах Е. В. Субботского детям предлагалось в отсутствии психолога за награду переложить шарики из банки в тарелку с помощью неудобной лопатки, загнутой под прямым углом. Обнаружилось, что младшие дошкольники в большинстве случаев действовали по третьему типу, старшие - по первому, а вот 5-летки чаще других врали. Из них в следующей серии эксперимента были отобраны «контролеры», которые в отсутствии экспериментатора должны были смотреть, как справляются с заданием другие дети. Оказалось, что даже дружеские чувства и обещания поделиться наградой не всегда заставляют ребенка лгать. В большинстве случаев ребенок стоит «за правду» и с чувством ответственности выполняет свои функции «контролера». [10, стр. 280]

В рамках потребности в признании, формировании эмпатии, ориентации ребенка на групповую оценку формируются основы альтруизма – стремление ребенка к бескорыстным добрым поступкам.

Большинство дошкольников от 4 до 7 лет уже знают, что бескорыстно жертвовать своим достоянием ради общего блага – хорошо, а быть эгоистом – плохо. В экспериментах Субботского выявилось, что есть разница между детским альтруизмом на словах и на деле. Сначала детям рассказывали историю о некоем Вове, которому поручили за награду (марку) вырезать флажок для праздника. С наградой можно было поступить так: либо взять себе, либо оставить на «выставку». Вова взял марку себе. Детей спрашивали, а как бы они поступили в аналогичном случае. Многие дети осудили Вову и сказали, что они-то обязательно оставили бы марку на выставку.

В реальном же эксперименте большинство детей брали награду себе: одни – открыто, другие прятали в карманы, варежки, башмаки. И только некоторые старшие дошкольники оставили марку в коробке, уходя с видимым чувством гордости, радости.

Не редко в тех случаях, когда ребенок виноват перед другими или видит страдания другого, он в порыве сострадания может отдать ему лучшую игрушку, помочь, сделать что-то за другого. И чем старше дошкольник, тем сильнее в нем стремление сделать добро «просто так».

Но показателями воспитанности являются не только честность и бескорыстие. Какие же качества, определяющие воспитанность, необходимо прививать ребенку с раннего детства. Вежливость. Важно добиваться, чтобы вежливость детей, ocновывалась на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения.

Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы, или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость. Это моральное качество, проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

Чувства такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми. Такт помогает определить, когда и как вступить в разговор, а когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие другого.

Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе.

Не менее важно воспитывать в ребенке такие качества, как дисциплинированность, трудолюбие, предупредительность, ответственность.

Еще у самых маленьких в возрасте двух-трех лет прививают навыки личной гигиены. Их приучают замечать неопрятность в одежде, прическе, формируют навыки самообслуживания (снимать и надевать одежду, аккуратно ее складывать, расстегивать и застегивать пуговицы, расшнуровывать обувь и т. п.). С помощью взрослых приучают мыть руки перед едой и после любого загрязнения, создавая потребность к чистоте и опрятности, пользоваться своим полотенцем, носовым платком, салфеткой, спокойно сидеть за столом, аккуратно есть, держать ложку в правой руке.

В этот же период детей знакомят с простейшими правилами поведения в детском коллективе. Стараются воспитывать положительные взаимоотношения — умение играть рядом, не мешая друг другу, одновременно создавая желание к общению в играх. У них воспитывают, элементарные проявления вежливости и организованного поведения — учат приветливо здороваться, прощаться, благодарить, обращаться с просьбой, правильно пользоваться игрушками: не разбрасывать и не портить их, аккуратно убирать на место. У малышей стараются «воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещений; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенные для этого места» (Программа воспитания и обучения в детском саду. — М.: Просвещение, 1985. —С. 36).