Смекни!
smekni.com

Игровые технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы (стр. 3 из 6)

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды — от системы консуль­таций до программной.

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. [8]

По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.

Спектр целевых ориентации:

- Дидактические: расширение кругозора, познаватель­ная деятельность; применение ЗУН в практической дея­тельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще­учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих устано­вок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общитель­ности, коммуникативности.

- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные реше­ния; развитие мотивации учебной деятельности.

- Социализирующие: приобщение к нормам и ценнос­тям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. [11]

Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, само­регуляции, самореализации.

• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внут­ренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).

• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Вы­готский).

• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзор­ная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

• Способность включаться в игру не связана с возрас­том человека, но в каждом возрасте игра имеет свои осо­бенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в кото­рых основным содержанием является предметная дея­тельность, к играм, отражающим отношения между людь­ми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) осо­бая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей де­ятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста. [9]

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своим ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний — обще­ственно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а про­должают включать ее в процесс.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жиз­ни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, откры­вает у себя наличие переживаний и начинает ориентиро­ваться в них.

У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культур­ного выражения, что позволяет ребенку включаться в кол­лективную деятельность и общение.

В результате освоения игровой деятельности в до­школьном периоде формируется готовность к общественнозначимой и общественнооцениваемой деятельности ученья. [13]

Технология развивающих игр Б.П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особен­ностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конст­руктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин пред­лагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушка­ми, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и т.п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строи­тельно-трудовых и технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде мо­дели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда двух - трехлетнему малышу до непосиль­ных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обу­чения где все объясняется и где формируются, в основном, только исполнительские черты в ребенке.

Решение задачи предстает перед ребенком не в абст­рактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.

В развивающих играх — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основ­ных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоя­тельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволил раз­решить в игре сразу несколько проблем, связанных с раз­витием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- их задания-ступеньки всегда создают условия, опере­жающие развитие способностей;

- поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любимые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свобод­ного и радостного творчества. [5]

Для младшего школьного возраста характерны яр­кость и непосредственность восприятия, легкость вхожде­ния в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятель­ность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушка­ми, появляются неимитационные игры.[18]

В игровой модели учебного процесса создание проблем­ной ситуации происходит через введение игровой ситуа­ции: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет иг­ровое моделирование, часть деятельности учащихся проис­ходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и со­участника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая фун­кция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной моде­ли принадлежит заключительному ретроспективному обсуж­дению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и ре­зультаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, спо­собствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие чис­ловых представлений, обучение счету, и игры, развивающие па­мять, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю. [2]

Результативность дидактических игр зависит, во-пер­вых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обыч­ными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, фор­мирующие умение выделять основные, характерные призна­ки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивает­ся умение отличать реальные явления от нереальных; груп­пы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту ре­акции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному со­держанию обучения, помогает активизировать учебный про­цесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игро­вых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изум­рудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встро­енных в основное содержание обучения. [9]

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.