Смекни!
smekni.com

Культурологическая концепция преподавания русского языка (стр. 4 из 5)

Один из аспектов приобщения учащихся к национальной культуре посредством наблюдения над языком художественного произведения -анализ его на уроке развития речи. Нередко различные творческие задания завершают изучение тех или иных разделов и являются своеобразной демонстрацией знаний, навыков, которые были получены учащимися в процессе изучения. Исходя из "золотых" правил любого урока, когда должны быть выполнены познавательная, развивающая и воспитывающая функции, когда учителем ставятся определенные задачи различных уровней, особое значение приобретает подготовка к творческой работе, при которой происходит развитие творческого мышления, решение творческих задач. Поэтому так важно умело использовать естественное слияние всех сторон учебного процесса: обучения, воспитания и развития.

Не секрет, что сочинение - одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Причем, чем старше становится ученик, тем все сложнее складываются его отношения с таким видом работы. Статистика такова: из 54 опрошенных пятиклассников любят писать сочинение 39 учащихся, не привлекает работа 15 учащихся. У выпускников отношение более избирательное: из 34 учащихся с удовольствием принимаются за творческое задание всего 4, 17 - не любят, а 13 ответили, что готовы писать в том случае, если тема их волнует. В чем причины неприятия сочинения? Конечно, наши "компьютерные" дети не хотят тратить время на, казалось бы, лишнюю работу, не хотят, ленятся думать (это трудно). Но большинство учеников определило самую главную причину: не всегда удается правильно выразить мысль, передать свои чувства так достоверно, чтобы ими прониклись и читатели (а это, прежде всего, учитель, от которого зависит результат - оценка).

Результаты опроса показывают, что учитель должен решить одну из первоочередных задач: как помочь ученику овладеть родным языком в такой степени, чтобы работа над сочинением не вызвала у ребенка боязни, страха, а наоборот, давала радостную возможность высказаться на любую заданную тему?[13]

Начинается работа над сочинением с определения и формулировки учениками основной идеи сочинения, подбора эпиграфов. Но она станет действительно полезной только тогда, когда учащиеся смогут подобрать эпиграфы, наиболее полно отражающие основную мысль сочинения. С этой целью можно проводить анализ различных высказываний на одну и ту же тему и сопоставление их с темой или идеей сочинения, а также друг с другом и выбор оптимального варианта. При работе над содержательной стороной сочинений на так называемые свободные темы главным должно стать накопление жизненных наблюдений и осмысленных фактов, почерпнутых из окружающей действительности, а также из произведений художественной литературы, развитие умения пользоваться этим материалом для раскрытия темы в соответствии с замыслом. И неоценимую помощь в этом могут оказать высказывания великих людей, фрагменты лучших художественных произведений, которые послужат образцом как для выражения своего отношения к предмету обсуждения, так и для обогащения словарного запаса учащихся. Сочинения, основанные на материале из жизни, помогают детям глубже осознать окружающую их действительность, познать самих себя. Благодаря таким сочинениям мы сможем подготовить людей, умеющих не только передать свои мысли, чувства, но и с любовью работающих над словом, видящих его красоту, ценящих его значения. Ведь не зря утверждают исследователи, что только те учащиеся, которые прошли через опыт хотя бы простейших сочинений такого типа, только они становятся образованными читателями наших классиков, нашей современной литературы.

Когда вспомогательным материалом для творческой работы служат слова выдающихся людей, лучшие примеры великих произведений, тогда автору предоставляется большая свобода для выражения своего отношения к миру и жизни, а также у него нет ограничений в подборе конкретного материала для иллюстраций своих мыслей и чувств, потому что ребенок сам определяет, каким материалом пользоваться, занимается поиском суждений, близких его взглядам, самостоятельно накапливает материал для сочинения. Такая работа помогают ученику понять жизнь, развивает его мысль и речь, способность доказывать выдвинутые положения, рассуждать. Кроме того, она учит пользоваться книгой, разбираться в художественных произведениях, воспитывает вкус к ним.[14]

Таким образом, сочинения также являются одним из средств повышения общей культуры учащихся, формирования их мировоззрения, эстетических и нравственных взглядов, другими словами, средством приобщения к национальной культуре. Задача учителя - воспитывать подрастающее поколение, а воспитывать - это значит открывать детям глаза на мир - огромный, прекрасный и многообразный. Учиться видеть, слышать все то, что их окружает, но вместе с тем и уметь рассказать об этой красоте, многозвучии так, как они того заслуживают. Чтобы сочинение удалось, важно и то, какая атмосфера будет царить в самом начале работы. И здесь самыми значимыми будут те слова, которыми начнет урок учитель, сумеет настроить учащихся на творческий процесс, при этом помня об основных требованиях, предъявляемых к сочинению. На уроках русского языка должен реализовываться и стилистический аспект развития речи учащихся. Эта работа ведется при изучении лексики, при стилистической характеристике различных морфологических и синтаксических единиц языка, при определении стиля текста. Результаты такой работы можно продемонстрировать на уроке развития речи, когда в сочинении ученик сумеет показать умение пользоваться средствами языка в связи со стилистической направленностью создаваемого текста. На таких уроках также важно использование лучших образцов произведений различных стилей: и научного, и публицистического, и художественного.

Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Учитель должен помнить, что отбирая тексты для уроков русского языка, для самостоятельной работы учащихся дома, он стремится обеспечить возможность выполнения заданий, направленных не только на диалог ученика с текстом, но и текста с текстом, на осознание межтекстовых связей. Только в этом случае произведения, используемые при изучении разных тем, образуют как бы единый обобщенный текст - "Пространство культуры". В статье "Уроки словесности" В.Ю. Троицкий пишет: "Едва ли не самая драматическая утрата нашей школы в том, что из нее исчез учитель словесности. Есть преподаватели литературы, русского языка, истории, биологии, математики, географии, но словесник ныне - явление редчайшее. И не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное оскудение, что словесность как некое единство, всегда бывшее, по словам ФИ. Буслаева, "мерилом того духовного развития, которого в данную эпоху достиг народ на пути общечеловеческого совершенствования", словесность как открытие в слове и через слово существенного и необходимого "для нравственного бытия и отдельного человека и целого народа" - распалась на практически плохо соединенные друг с другом предметы.

Чтобы соединить все составляющие школьного образования, существует много путей. Один из них - знакомство с миром, национальной культурой посредством анализа художественных текстов, наблюдения над языком великих произведений. Родной язык - неисчерпаемое богатство, никогда не оскудевающее.


Заключение

Проблема «языка как культурно-исторической среды» обсуждается второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных позиций и нерешенных вопросов.

Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.

В частности, показательным является такой факт: в двух действующих учебниках русского языка для 10—11 классов — при всем несходстве их лингвометодических основ — встречаются тематически перекликающиеся, а иногда и одинаковые тексты, например отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Русский язык: воля как основа творчества» — о «самом дорогом и всеобъемлющем» для поэта слове воля, уже один «внешний лик» которого «пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твердое, утверждающее я...». Но тексты такой глубины и многозначности — даже в последних по времени выхода учебниках и сборниках дидактических материалов — скорее исключение, чем правило. Проблема поиска, обработки и систематизации текстов социо- и этнокультурного содержания до сих пор достаточно остра для методики русского языка.

Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.