Смекни!
smekni.com

Методика изучения темы "Социально-экономическое положение Ингушетии XVII - первой половины XVIII вв." (стр. 3 из 4)

Нам представляется возможность дополнить этот список характеристикой особенностей социально-экономического развития народов. В Российской империи в XVII - XVIII вв. в частности, Ингушетии.

Анализ программы[28] по отечественной истории выявил, что тема урока представлена в разделах:

1. “Место России 1 мировой истории к началу XIX в.” и

2. “Основные направления внешней политики Российской империи”.

Они уделяют внимание таким вопросам как:

1. Своеобразие территориального положения России к началу XIX в.; народы на территории Российской империи, их хозяйственное и культурное взаимодействие.

2. Кавказская война. А.П. Ершов, И.И. Паскевич. Расширение границ Российской империи. Но, на наш взгляд вопросы связанные с нашим дипломным исследованием не нашли достаточно мирного освещения в программах, в связи с чем мы предлагаем дополнить их вопросами социально-экономического, политического и духовного развития народов Кавказа, их обычаями, традициями и обрядами.

На данный момент по истории России изучаемого периода действует несколько учебников истории. Для анализа выбраны три из них:

1. Ионов Л.Н. “Российская цивилизация IX - начала XX вв.”.

2. Буганов В.И., Зырянов М.Н., Сахаров А.Н. История России в 2ч.(ч.2).

3. Сахаров А.Н. История России в 2 ч. (ч. 2).

Структурно-функциональный анализ этих учебников показал:

1) Информативный комплекс содержания представлен недостаточно широко. Сложный для восприятия материал. Авторы стараются излагать доступно только лишь в учебном пособии Ионова. Новые понятия и термины выделены курсивом в тексте параграфа. Ни в одном из анализированных учебников нет схем. В учебнике Сахарова А.Н. и Буганова В.И. представлены черно-белые иллюстрации, чего не скажешь об учебнике Ионова.

2) Репродуктивный компонент содержания представлен во всех учебниках. Хотя вопросов на воспроизведение ранее изученного материала не так уж и много. Сам текст параграфа ориентирует учащихся на частичное применение ранее усвоенных знаний.

3) Творческий компонент содержания на наш взгляд лучше представлен в учебнике Ионова. Хотя во всех учебниках приводятся проблемные вопросы, требующие работы учащихся на 3-ем уровне познавательной деятельности.

4) Эмоционально-ценностный компонент содержания присутствует во всех учебниках. Материал излагается образно, эмоционально, даются характеристики видным деятелям эпохи.

Итак, структурно-функциональный анализ учебников выявил, что каждый учебник имеет свои положительные стороны, и недостатки. Но, материал нашего дипломного исследования не нашел достаточно полного освещения. Поэтому мы считаем целесообразным разработать урок, который будет проходить в основном в лекционной форме и упор будет делаться на объяснения учителем сложного фактического и теоретического материала.

Приводя урок лекции мы учитывали требования, изложенные в статье А.В. Клименко[29]:

“Школьная лекция должна включать в себя элементы беседы. Рекомендуется вводная или повторительно-обобщающая беседа в начале занятия. В ходе лекции учителю также приходится неоднократно прерывать изложение вопросами, побуждая учащихся к активной работе. В завершении необходимо закрепить новый материал при помощи беседы с учащимися”.

Учитель руководит конспектированием лекции, выборочно просматривает записи учащихся, разбирая технические ошибки. Тема лекции обязательно записывается на доске вместе с планом. В ходе урока учитель интонацией выделяет наиболее важные моменты для записи, а иногда и подсказывает наиболее краткие, четкие формулировки, чтобы учащиеся могли дословно записать выводы:

- школьный педагог ведет лекцию более медленным темпом;

- перед началом лекции целесообразно поставить проблемное задание, которое учащиеся должны выполнить в конце урока.

2. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ТЕМЕ: “СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНГУШЕТИИ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ.”

Итак, рассмотрим урок по теме дипломной работы.

Цели урока.

1. Образовательные:

- опираясь на знания учащихся, полученные ими ранее при изучении курсов истории средних веков, истории Отечества, истории мировых цивилизаций;

- использовать межкурсовые связи по темам “Языческие верования славян”, “Зарождение феодальных отношений” и др.;

- привлечь материалы средств массовой информации издаваемых в наше время посвященных поздне-средневековому периоду ингушской цивилизации;

- сформировать знания учащихся об истории ингушского народа XVII - первой половины XVIII вв.;

- показать развитие хозяйства общественного строя в рассматриваемый период;

- выявить роль материальной и духовной культуры в истории ингушского народа.

2. Воспитательные:

Материал урока позволяет воспитать у учащихся чувство уважения к культуре ингушского народа, к ее быту, обычаям, традициям. Пробуждает интерес к более углубленному изучению истории ингушей и других малых народов и народностей.

3. Развивающие:

Развивать у учащихся умение работать с историческими документами, анализировать пройденный материал, сравнивать быт и хозяйство ингушей позднего средневековья с другими позднесредневековыми обществами.

Работу на уроке в целях актуализации материала, нужно начать с формирования представления об Ингушетии как части Российской Федерации. В вводном слове учитель отмечает, что Республика Ингушетия является субъектом Российской Федерации. В ней есть президент, самостоятельные органы власти, затем он предлагает познакомиться с историей этой республики, заметив, что не всегда отношения между Россией и Ингушетией складывались мирно.

Учитель тезисно сообщает, что ингушский народ является одним из древнейших и имеет свою историю, которая измеряется тысячелетиями. На данном уроке будет прослежен лишь позднесредневековый период истории Ингушетии. Учитель ставит познавательную задачу. Откуда мы можем черпать знания о давно минувших событиях.

Суммировав ответы учащихся, он дополняет, что мы познаем прошлое еще и из духовной культуры, главным средством фиксации которой является язык. И в этом случае ингушский язык великий свидетель, творец и мудрый летописец всего, что происходило с ингушским народом. Ингушский язык в этом смысле является уникальным источником, так как посредством обращения к нему мы познаем не только культуру ингушского народа, но и многих народов Кавказа. Вторым, по важности, источником является ингушская мифология и фольклор, где разработана самобытная концепция мира, свидетельствующая о принадлежности народа к соответствующей цивилизации. Третьим источником являются обряды, обычаи и традиции. О важности этого источника говорит тот факт, что народ всегда поступал в соответствии со своими традициями, обычаями и миропониманием.

Учитель задает вопрос: Докажите, что перечисленные выше источники действительно являются кладезем знаний по истории Отечества и по истории Родного края.

(С помощью данных источников могут быть выявлены существенные исторические события и факты в рассматриваемый период, то есть в XVII - первой половине XVIII вв. Так же можно правильно понять смысл и значение происходящих событий. В них звучит подлинная история народа).

Учитель отмечает, что главное, чтобы при изучении всех видов источников были сделаны правильные выводы, которые не ведут к заблуждению в объективном осознании исторической концепции, не были бы допущены искажения фактов и событий культуры и истории.

Таким образом рассмотрев виды источников и показав их значение учитель переходит к рассмотрению вопроса о хозяйственной жизни ингушей. После предварительного объяснения материала с классом проводится беседа по вопросам:

1. Каким видом хозяйства занимались ингуши?

(Скотоводство и террасное земледелие).

2. С чем это связано?

(Природно-климатические условия, малоземелье в горах).

3. Было ли развито ремесленное производство?

(Гончарное дело являлось сезонным промыслом мастеров).

4. Существовали ли “квалифицированные ремесленники”?

(Мастера, занятые кустарным промыслом еще окончательно не порвали с сельским хозяйством. Довольно узкой специализации достигли только мастера - строители боевых башен и ювелирного дела).

5. Чем можно объяснить довольно низкий уровень развития производительных сил?

(Отсутствие удобных путей сообщения, длительное окружение Ингушетии более сильными соседями затрудняло развитие производительных сил, налаживание международных связей и обмена).

Далее формируется представление о социальной структуре общества, с этой целью рассматривается вопрос об ингушской родовой организации - тейпы, начиная со стадии родовой земельной общины до периода выделения большой семьи, фамилий, примерно с XII по XVIII вв.

Материал излагается в форме объяснения. Но перед объяснением дается задание: по ходу изложения материала зафиксировать главные факты в тетради и ответить на вопрос: “чем является большая семья?”

Сложным вопросом является определение общественного строя у ингушей до первой половины XVIII в. Учителю важно показать и подвести учащихся к выводу о том, что к XVIII в. ингушское общество проходило длительную стадию разложения родового строя. Эта стадия сопровождалась процессом классообразования. В среде ингушских племенных групп уже выделились экономически обособленные “лучшие”, “почтейнейшие” и др. фамилии. Классу задается вопрос: “О чем свидетельствует данный процесс?” (Указывает на процесс феодализации, на становление в ингушском обществе новых классовых отношений).