Смекни!
smekni.com

Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории (стр. 2 из 3)

Но при от­бо­ре про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры для уро­ков ис­то­рии не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать два мо­мен­та. Во-пер­вых, по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ную цен­ность ма­те­риа­ла (т. е. прав­ди­вое из­ло­же­ние ис­то­ри­че­ских яв­ле­ний). С. П. Бо­ро­дин под­чер­ки­вал, что вы­мы­сел «дол­жен на­хо­дить­ся в пре­де­лах ис­то­ри­че­ской и бы­то­вой дос­то­вер­но­сти.»1 Во-вто­рых, его вы­со­кую ху­до­же­ст­вен­ную цен­ность.

От­рыв­ки из про­из­ве­де­ний ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, ис­поль­зуе­мые на уро­ках ис­то­рии, долж­ны в се­бе со­дер­жать:

1. жи­вое изо­бра­же­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, изу­че­ние ко­то­рых пре­ду­смот­ре­но школь­ной про­грам­мой;

2. об­ра­зы ис­то­ри­че­ских дея­те­лей и изо­бра­же­ние на­род­ных масс;

3. кар­тин­ное опи­са­ние об­ста­нов­ки, в ко­то­рой раз­во­ра­чи­ва­ют­ся со­бы­тия про­шло­го.

Т. е. ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра по­мо­га­ет луч­ше ус­ваи­вать ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. Но не ка­ж­дое про­из­ве­де­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но на уро­ке ис­то­рии. Ну­жен тща­тель­ный от­бор.

Клас­си­фи­ка­ция про­из­ве­де­ний

ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры

для уро­ков ис­то­рии.

Ху­до­же­ст­вен­ная ли­те­ра­ту­ра, ис­поль­зуе­мая в пре­по­да­ва­нии ис­то­рии, мо­жет быть раз­де­ле­на на две груп­пы: ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки изу­чае­мой эпо­хи и ис­то­ри­че­скую бел­лет­ри­сти­ку.

Что мы от­но­сим к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам? Ко­неч­но, это про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в ту эпо­ху, ко­то­рую мы изу­ча­ем, т. е. про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные со­вре­мен­ни­ка­ми опи­сы­вае­мых яв­ле­ний и со­бы­тий. Про­из­ве­де­ния этой груп­пы яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ны­ми до­ку­мен­та­ми эпо­хи и слу­жат для ис­то­ри­че­ской нау­ки од­ним из ис­точ­ни­ков зна­ний о про­шлом. Ко­неч­но, нуж­но учи­ты­вать, что ли­те­ра­тур­ные па­мят­ни­ки эпо­хи изо­бра­жа­ют жизнь сво­его вре­ме­ни сквозь приз­му взгля­дов ав­то­ра. По­это­му не­об­хо­дим кри­ти­че­ский под­ход к ху­до­же­ст­вен­но­му про­из­ве­де­нию. Яр­ки­ми при­ме­ра­ми та­ких про­из­ве­де­ний яв­ля­ют­ся «Сло­во о пол­ку Иго­ре­ве», на­пи­сан­ное в 1185 го­ду в Кие­ве по слу­чаю на­па­де­ния по­ло­вец­ко­го ха­на Кон­ча­ка. Или «Ска­за­ние о Ма­мае­вом по­бои­ще», по­свя­щен­ное Ку­ли­ков­ской бит­ве.

Дру­гую груп­пу со­став­ля­ют про­из­ве­де­ния ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки (ис­то­ри­че­ский ро­ман, по­весть и т. д.). Эти про­из­ве­де­ния не яв­ля­ют­ся ни ли­те­ра­тур­ны­ми па­мят­ни­ка­ми эпо­хи, ни жи­вым сви­де­тель­ст­вом ее со­вре­мен­ни­ков, по­это­му не мо­гут слу­жить ис­то­ри­че­ским ис­точ­ни­ком. Но они мо­гут быть пре­крас­ным сред­ст­вом оз­на­ком­ле­ния уча­щих­ся с ре­зуль­та­та­ми изу­че­ния про­шло­го, при­том в ув­ле­ка­тель­ных сю­же­тах, кон­крет­ных об­раз­ах и вы­ра­зи­тель­ных ха­рак­те­рах, т. е. наи­бо­лее дос­туп­но и ин­те­рес­но. Эти про­из­ве­де­ния да­ют нам сред­ст­ва для кон­кре­ти­за­ции и ил­лю­ст­ра­ции из­ла­гае­мо­го учеб­но­го ма­те­риа­ла, по­мо­га­ют кар­тин­но­сти са­мо­го из­ло­же­ния.

Не­об­хо­ди­мо, что­бы уча­щие­ся уме­ли раз­ли­чать эти груп­пы про­из­ве­де­ний. И здесь долж­на быть чет­кая по­зи­ция учи­те­ля. На­при­мер, на уро­ке ис­то­рии в 8 клас­се, да­вая ха­рак­те­ри­сти­ку Ма­карь­ев­ской яр­мар­ке на­ча­ла XIX ве­ка, я про­чи­таю от­ры­вок:

«… пе­ред ним

Ма­карь­ев су­ет­но хло­по­чет,

Ки­пит оби­ли­ем сво­им.

Сю­да жем­чуг при­вез ин­де­ец,

Под­дель­ны ви­ны ев­ро­пе­ец,

Та­бун бра­ко­ван­ных ко­ней

При­гнал за­во­дчик из сте­пей,

Иг­рок при­вез свои ко­ло­ды

И горсть ус­луж­ли­вых кос­тей,

По­ме­щик — спе­лых до­че­рей,

А доч­ки — про­шло­год­ни мо­ды.

Всяк суе­тит­ся, лжет за двух,

И всю­ду мер­кан­тиль­ный дух.»1

При этом бу­дет от­ме­че­но, что эту ха­рак­те­ри­сти­ку да­ет та­кой на­блю­да­тель­ный со­вре­мен­ник, как А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин». Но в то же вре­мя, рас­ска­зы­вая о на­ча­ле Смут­но­го вре­ме­ни на уро­ках ис­то­рии в седь­мом клас­се и за­чи­ты­вая от­ры­вок из «Бо­ри­са Го­ду­но­ва», сто­ит от­ме­тить, что Пуш­кин не яв­лял­ся со­вре­мен­ни­ком тех со­бы­тий.

Не­об­хо­ди­мо ка­ж­дый раз на уро­ках ис­то­рии вос­пи­ты­вать у уча­щих­ся раз­лич­ное от­но­ше­ние к бел­лет­ри­сти­че­ским про­из­ве­де­ни­ям на ис­то­ри­че­ские те­мы, с од­ной сто­ро­ны, и к ли­те­ра­тур­ным па­мят­ни­кам эпо­хи — с дру­гой, на­хо­дить в этих про­из­ве­де­ни­ях ис­то­ри­че­ский ма­те­ри­ал, свя­зы­вая его со­дер­жа­ние с со­бы­тия­ми про­шло­го, изу­чае­мы­ми в кур­се ис­то­рии в шко­ле.

Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния

ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры

на уро­ке ис­то­рии.

Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния.

Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти урок в пя­том клас­се по кур­су древ­не­го ми­ра «По­эмы Го­ме­ра «Илиа­да» и «Одис­сея»». Или урок в седь­мом клас­се по те­ме «Раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва», ко­гда часть уро­ка от­во­дит­ся изу­че­нию кни­ги А. Н. Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву». Или «Дви­же­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом Емель­я­на Пу­га­че­ва» по по­вес­ти А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская доч­ка». Та­кие уро­ки не­со­мнен­но про­хо­дят «на ура». Но го­то­вить их край­не слож­но, т. к. при­хо­дит­ся из боль­шо­го про­из­ве­де­ния тща­тель­но от­би­рать ма­те­ри­ал, со­став­лять из не­го строй­ный рас­сказ, не за­бы­вая при этом о пла­не уро­ка и учи­ты­вая вре­мя.

Не­сколь­ко про­ще вклю­чить об­ра­зы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние на уро­ке. И то­гда ма­те­ри­ал ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния вос­при­ни­ма­ет­ся не как ли­те­ра­тур­ная ци­та­та, а как не­от­де­ли­мый эле­мент кра­соч­но­го из­ло­же­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в седь­мом клас­се по те­ме «Пол­тав­ская бит­ва», опи­сы­вая ре­шаю­щий мо­мент сра­же­ния, я все­гда ци­ти­рую Пуш­ки­на:

«И с ни­ми цар­ские дру­жи­ны

Со­шлись в ды­му сре­ди рав­ни­ны:

И гря­нул бой, Пол­тав­ский бой!

В ог­не, под гра­дом рас­ка­лен­ным,

Сте­ной жи­вою от­ра­жен­ным,

Над пад­шим стро­ем све­жий строй

Шты­ки смы­ка­ет. Тяж­кой ту­чей

От­ря­ды кон­ни­цы ле­ту­чей,

Браз­да­ми, саб­ля­ми зву­ча,

Сши­ба­ясь, ру­бят­ся спле­ча.

Бро­сая гру­ды тел на гру­ду,

Ша­ры чу­гун­ные по­всю­ду

Меж ни­ми пры­га­ют, ра­зят,

Прах ро­ют и в кро­ви ши­пят.

Швед, рус­ский — ко­лет, ру­бит, ре­жет.

Бой ба­ра­бан­ный, кли­ки, скре­жет,

Гром пу­шек, то­пот, ржа­нье, стон,

И смерть и ад со всех сто­рон.»1

Этот от­ры­вок очень ор­га­нич­но впле­та­ет­ся в рас­сказ, и от это­го урок, не­со­мнен­но, вы­иг­ры­ва­ет.

Очень час­то на уро­ках я ис­поль­зую та­кой при­ем, как крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в пя­том клас­се по те­ме «Ре­ли­гия древ­них егип­тян» уме­ст­но ис­поль­зо­вать пе­ре­сказ кни­ги И. Ра­ка «В цар­ст­ве пла­мен­но­го Ра» (ми­фы Древ­не­го Егип­та).

Кро­ме это­го, ино­гда на уро­ках я ис­поль­зую крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся. Рас­ска­зы­вая о тя­же­сти Ле­нин­град­ской бло­ка­ды, ци­ти­рую О. Берг­гольц:

«Сто два­дцать пять бло­кад­ных грамм

С ог­нем и кро­вью по­по­лам»2

И здесь уме­ст­но вспом­нить вы­ска­зы­ва­ние Воль­те­ра:

«Есть мыс­ли, из ко­то­рых про­све­щен­ный че­ло­век мо­жет из­влечь поль­зу и ко­то­рые, бу­ду­чи креп­ко свя­за­ны в силь­ные сти­хи, лег­ко удер­жи­ва­ют­ся в па­мя­ти»3

По­ми­мо крат­кой ци­та­ты на сво­их уро­ках я ис­поль­зую про­стран­ную ци­та­ту опи­са­тель­но­го или по­ве­ст­во­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра. При­ме­ра­ми та­ких уро­ков мо­гут быть: вось­мой класс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние» и чте­ние от­рыв­ка из «Вой­ны и ми­ра» Л. Н. Тол­сто­го; де­вя­тый класс «Рус­ско-япон­ская вой­на» и ци­та­та из ро­ма­на А. Сте­па­но­ва «Порт-Ар­тур» и т. д. Чте­ние на уро­ках от­рыв­ков из ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов про­па­ган­ды кни­ги. Ведь не сек­рет, что на­ши де­ти сей­час боль­ше за­ня­ты «те­ле­ка­ми», «ви­ди­ка­ми», «со­ни­ка­ми» и т. д. и т. п. Чи­та­ют же они край­не ма­ло. А на та­ких уро­ках уча­щие­ся зна­ко­мят­ся с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки, рас­ши­ря­ет­ся их кру­го­зор, обо­га­ща­ют­ся пред­став­ле­ния о про­шлом.

Но чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му час­то я ог­ра­ни­чи­ва­юсь на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зы­ва­ет­ся кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся.

По­жа­луй, сто­ит по­го­во­рить и еще об од­ном из прие­мов ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии. Это раз­бор ли­те­ра­тур­но­го па­мят­ни­ка. Про­во­дит­ся он ли­бо ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ван­но­го чте­ния, ли­бо ме­то­дом раз­вер­ну­той бе­се­ды. Эта ра­бо­та на­по­ми­на­ет раз­бор ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та. Про­чи­ты­ва­ем вслух ис­точ­ник, а за­тем ана­ли­зи­ру­ем его по час­тям, ста­вим во­про­сы. Та­ким ме­то­дом мы раз­би­ра­ем те­му «Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии» в вось­мом клас­се. Раз­би­ра­ем от­ры­вок из «Ев­ге­ния Оне­ги­на», где да­ет­ся опи­са­ние ка­би­не­та Оне­ги­на, в ко­то­ром име­лось: