Смекни!
smekni.com

Морской кадетский корпус - история и современность (стр. 6 из 8)

Обучающимся, прошедшим итоговую аттестацию, выдается заверенный печатью Морского Кадетского корпуса документ государственного образца о соответствующем уровне образования.

Период обучения в Морском Кадетском корпусе распределяется по курсам. Обучающиеся сводятся в роты согласно штату.

Учебные занятия в училищах начинаются 1 сентября. Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Учебный год включает в себя 4 учебные четверти и период практических морских занятий.

В соответствии с учебным планом обучающимся в течение учебного года предоставляются осенние, зимние и весенние каникулы общей продолжительностью не менее 30 календарных дней и летний отпуск не менее 8 недель.

Выпускникам училищ по окончании училищ предоставляется отпуск на срок до прибытия их в военные образовательные учреждения для проведения с ними профессионального психологического отбора.

Сроки прибытия выпускников в военные образовательные учреждения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся училища и военные образовательные учреждения.

Учебные занятия в училищах проводятся в составе взвода.

При проведении занятий по иностранным языкам, основам информатики и вычислительной техники, во время практических занятий по физике, химии и автомобильной подготовке взводы делятся на 2 отделения, а при изучении языков – на 3.

Продолжительность учебной недели в училищах 6 дней, урока – 45 минут.

Знания, умения, навыки обучающихся определяются следующими оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Итоговые оценки выставляются по результатам полугодия и учебного года.

Таким образом, в первое десятилетие своего существования произошли изменения в учебном процессе, что повлекло за собой передел системы образования бытующий при Навигацкой школе. Процесс образования и воспитания быстрыми темпами продвигался вперёд. Учительский состав менялся, опытные преподаватели сменяли нерадивых и консервативных. Каждая смена правящих монархов вносила свои изменения в учебный процесс. Существовавшая политическая и экономическая ситуации на каждом этапе выдвигали свои требования к выпускникам Морского Кадетского корпуса. В учебных заведениях России использовали, в основном, европейские книги, пособия и учебники. Но, в то же время, начинается работа собственных типографий. В целом, как отмечается в педагогической литературе, государственные школы XVIII века отличались следующими характерными чертами: узко утилитарным профессионализмом, в соединении с сословностью и служебным принудительным характером; полуиностранным характером, с преобладанием иностранных учителей над русскими; многопредметностью, доходившей до энциклопедизма, и просто учебной хаотичностью; жёсткой солдатской дисциплиной, применением к школам уголовного кодекса.

Указанные факты косвенно свидетельствуют о слабой методической основе в подготовке офицерских кадров в военных школах России, что в первую очередь объясняется новизной решения подобного рода задач.

Постепенно прогресс военного образования в России становился всё заметнее. К концу 30‑х годов становится более систематизированным и последовательным порядок прохождения учебных предметов. Вводятся публичные экзамены. Определяется объём знаний по каждой дисциплине, начинается выпуск учебников.

На современном этапе накоплен огромный опыт педагогической работы. Нет недостачи в методической и учебной литературе. Организация учебного процесса в Морском Кадетском корпусе осуществляется на основе типового положения об общеобразовательном учреждении и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находится Морской Кадетский корпус.

4. Особенности воспитательной работы в Морском Кадетском Корпусе

Воспитание в кадетских корпусах, живо проникнутое духом христианского вероучения и строго согласованное с общими началами русского государственного устройства, имеет главной целью подготовление воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству – посредством постепенной, с детского возраста, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону и чувств чести, добра и правды.

Соответственно таковой цели корпусное воспитание должно в каждом из кадет всесторонне развить благочестие и верноподданнический долг и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, кои имеют первенствующие значение в воспитании будущего офицера.

Морские Кадетские корпуса, вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели.

Что же позволило подготовить в Кадетских корпусах высокообразованных и преданных Отечеству офицеров, прекрасно проявивших себя на военном и гражданском поприщах, оказавшихся в центре культурной и общественной жизни русского общества. Ответ на поставленный вопрос следует искать, на наш взгляд, прежде всего в организации учебно-воспитательного процесса.

Считается общепризнанным, что первые Кадетские корпуса в России были созданы по образцу и подобию западноевропейских, в первую очередь, прусских, французских и датских.

Хотелось бы высказать иную точку зрения. Созданный в 1752 Морской Шляхетный Кадетские корпус использовал в значительной степени опыт, накопленный их отечественными предшественниками – навигационной, артиллерийскими и инженерными дворянскими школами, Академии Морской Гвардии. Учебно-воспитательный процесс в них отличался большей гибкостью, демократичностью и был, более прогрессивным: кадеты в них занимались по индивидуальным расписаниям, допускающим досрочное освоение учебных программ, части из них разрешалось находиться на «своем коште» в течение длительного времени, при Морском Кадетском корпусе существовал экстернат. Что касается организации воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе то, прежде всего, следует отметить, что эффективность обучения и воспитания кадет зависела от полноты и глубины охвата воспитательным процессом всех сторон жизни кадет,т.е.их учебы, быта и отдыха. Анализ этого показателя на примере Морского Кадетского корпуса приводит к выводу, что он на всём этапе его существования и развития оставался высоким. И это является самым убедительным подтверждением действенности воспитательного процесса в Морском Кадетском корпусе.

Первым несомненным условием высокого уровня воспитательного процесса является тщательный подбор учителей и воспитателей для работы с подростками. По мнению одного из столпов военной педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательного заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствующих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не заразившихся надутым видом и угрюмостью». «Без хороших воспитателей тщетны все предписания», – подытоживает он. Прежде всего, считал И.И. Бецкий, – совершенно необходимо, чтобы все воспитатели и учителя «не только в науках были искусны, но и юношеству бы во всем примером служить могли». Того же мнения придерживался и М.И. Голенищев-Кутузов, считавший преподавателя центральной фигурой в процессе обучения и воспитания: «Без толковых учителей совершенного офицера никогда произвести не можно» – так четко и ясно сформулировал он свою точку зрения.

В отличие от Сухопутного, Морской Кадетский корпус с момента учреждения имел полный штат высококвалифицированных преподавателей, приобретших педагогический опыт еще в период работы в навигационной школе.

Многое в организации воспитательного процесса зависело от личности директора Кадетского корпуса. И.И. Бецкий так определил, каким он должен быть: «Во главе управления корпусом должен стоять человек в воинских трудах состарившийся и искусный как в этих делах, так и в правилах, к гражданскому житию принадлежащих, трудолюбивый, кроткий, ласковый и обходительный, но в важных воинских упражнениях вид строгости имеющий…». Традиционно значительная часть корпусных офицеров набиралась из числа выпускников Морского Кадетского корпуса с целью установления личных, более тесных контактов с кадетами.

Прогрессивно мыслящие директоры Кадетских корпусов решительно отказывались от физических наказаний кадет как средства воспитания. Сошлемся на директора Морского Кадетского корпуса М.И. Голеиищева-Кутузова:«Когда наказание становится частым и чрезвычайным, – говорил он,худые поступки умножаются».

Основательным было религиозное воспитание кадет, что нашло отражение в учебных программах, распорядке дня, в котором отводилось специальное время для молитв.

Важным элементом воспитательного процесса оставалось активное использование корпусных музеев, художественных библиотек, драмкружков, выпусков литературных журналов, приобщение кадет к художественным ремеслам. Следует особо подчеркнуть важность установившейся традиции отслеживать судьбы воспитанников – георгиевских кавалеров, устанавливать мемориальные доски в честь особо отличившихся. И так называемые «черные доски» с фамилиями погибших в боях воспитанников и кратким описанием обстоятельств их гибели.

Такими были в Морских Кадетских корпусах основные направления достаточно действенной воспитательной работы. Конечно, их не следует идеализировать: на разных этапах развития Морских Кадетских корпусов в них были и деформации, и искажения, и педагогические недоработки. Но крупные достижения военной педагогики в Морских Кадетских корпусах несомненны, и они остаются актуальными и полезными сегодня. Не следует, впадать и в другую крайность, отвергая достижения в области военной педагогики, накопленные за годы существования суворовских, нахимовских училищ и отечественных спецшкол.