Смекни!
smekni.com

Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков (стр. 1 из 7)

Оглавление

Введение

1. Сущность понятия "неспособность" к обучению и особенности его диагностики

1.1 Понятие "неспособность к обучению"

1.2 Изобразительная деятельность как показатель психического развития

1.3 Особенности детских рисунков и их психологическая интерпретация

1.4 Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению

2. Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов

2.1 Процедура исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в психическом развитии. Так, доля здоровых новорожденных не превышает 30%. Уровня школьной зрелости к 6-летнему возрасту достигают от 17% до 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка школьного возраста. И если к дошкольному возрасту грубые нарушения психического развития (например, умственная отсталость) бывают выявлены, то менее выраженные остаются длительное время без должного внимания специалистов. Такие отклонения, как задержка психического развития, ранний детский аутизм, становятся особенно заметными, когда ребенок переходит из дошкольного общеобразовательного учреждения в школу, где у него возникают значительные трудности в обучении.

Оптимальным вариантом первичного обследования, позволяющим выявлять "проблемных" детей в целях дальнейшего комплексного изучения, является скрининг-диагностика (от англ. screen - "сито"). Несмотря на большое количество различных методик, применяемых в дифференциальной диагностике, ощущается недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследовании.

Как известно, разработка диагностического инструментария осуществляется с учетом ведущей деятельности детей данного возрастного периода, в которой наиболее полно отражается уровень их психического развития. К старшему дошкольному возрасту изобразительная деятельность (наряду с игровой) становится одной из ведущих. Поэтому использование рисуночной деятельности (процесса изображения и результата) в качестве объекта исследования мы посчитали обоснованным. К тому же в этом возрасте дети всегда с удовольствием рисуют и в процессе рисования быстро достигается контакт экспериментатора с ребенком. Выбор старшего дошкольного возраста продиктован тем, что, с одной стороны, рисуночная деятельность уже сформирована для проведения объективного обследования, с другой - в случае выявления нарушений психического развития, остается достаточно времени для оказания необходимой коррекционно-педагогической помощи.

Таким образом, увеличение численности детей с неспособностью к обучению и дефицит диагностического инструментария для их первичного выявления позволяют считать проблему нашего исследования актуальной.

Объект исследования - дети младшего школьного возраста.

Предмет исследования - изобразительная деятельность детей для диагностики неспособности к обучению.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности использования детских рисунков для диагностики неспособности к обучению.

Гипотеза исследования.

1. Уровень развития изобразительной деятельности является одним из показателей соответствия психического развития ребенка возрастной норме или отклонения от нее. Предполагалось, что достоверную информацию об уровне развития изобразительной деятельности можно получить при качественно-количественном анализе детского рисунка. При этом, использование теста "Нарисуй человека" позволит осуществить выявление детей с неспособностью к обучению.

2. Специально организованная работа с младшими школьниками, направленная на развитие их творческой активности, оказывает соответствующее влияние на формирование ребенка как творческой личности, помогая достичь более высоких показателей развития творческих способностей и общего психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

раскрыть понятие "неспособность к обучению";

рассмотреть роль детских рисунков в диагностике неспособности к бучению.

1. Сущность понятия "неспособность" к обучению и особенности его диагностики

1.1 Понятие "неспособность к обучению"

Неспособность к обучению - класс специфических особенностей развития, когда (при условиях нормального школьного обучения) ребенок не может усвоить определенные навыки и умения (чтения, правописания, математики, общения).

Понятие неспособности к обучению не должно отождествляться с понятием неуспеваемости или более общим понятием синдрома расстройства обучения.

Многие дети не успевают в школе по причинам, которые никак не связаны либо с неспособностью к обучению, либо с синдромом расстройства обучения. Например, ребенок, для которого русский язык не является родным, может плохо успевать в русской школе, хотя эта неуспеваемость не связана с его общей способностью к обучению. Школьная неуспеваемость, тем не менее, часто является первым признаком присутствия синдрома расстройства обучения в какой-то из его форм (умственной отсталости, аутизма, мозговой травмы, или специфической неспособности к обучению)

Любой ребенок, который не может научиться говорить, писать, читать или овладеть математикой, независимо от того, каковы причины, - это неспособный к обучению ребенок.

Однако этот термин употребляется исключительно по отношению к тем детям, чьи сложности возникают не из-за задержки умственного развития, сенсорного голода или депривации окружающей среды.

Среди многих определений, было выбрано следующее: "Ребенок с неспособностью к обучению - это ребенок с адекватными умственными способностями, сенсорными процессами и эмоциональной устойчивостью, имеющий ограниченное число специфических недостатков в восприятии, интеграции или специальных процессах, которые препятствуют эффективности обучения. Сюда входят также дети с дисфункцией ЦНС, которая выражается прежде всего в нарушении способности к обучению"

1.2 Изобразительная деятельность как показатель психического развития

Трудно представить рисующим взрослого человека, который не является художником. Дети же, в известном смысле, все являются художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Она формируется по мере становления психики ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, детское рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование предоставляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что, детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети, как правило, рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи.

Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но их связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Обратимся к анализу конкретных этапов развития изобразительной деятельности ребенка, соответствующих поэтапному становлению высших психических функций.

Первоначально графическая деятельность ребенка даже не является собственно рисованием. Это так называемый доизобразительный этап графической деятельности. Карандаш и бумага первоначально не выступают для ребенка специфическими орудиями, и неудивительно их использование не по назначению. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Впрочем, важным выступает и механизм подражания: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать.

Самой ранней стадией развития детского рисунка является стадия лишенных смысла штрихов. С их помощью ребенок еще не пытается выразить какое-либо определенное содержание. Главное для него - след на бумаге. Он испытывает удовлетворение уже от того, что чувствует себя виновником появления некоего продукта.

Данная стадия часто именуется стадией "марания", "каракулей". К. Бюлер назвал эту стадию "фонетикой рисования".

На 4-5 - м году жизни ребенок вступает в следующую стадию - схематичного изображения. Она тянется очень долго, и в ней, в свою очередь, можно наметить ряд ступеней в зависимости от того, как примитивные поначалу схемы постепенно наполняются все более существенным содержанием.

Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную причёску. Шея приобретает соизмеримый размер, плечи - округлость. Большее внимание уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.