Смекни!
smekni.com

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте (стр. 1 из 12)

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский педагогический колледж

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Выполнила Матвеева Н. П. студентка 4 «В» гр.

Специальность: 0313 «Дошкольное образование»

Квалификация: «Воспитатель детей дошкольного

возраста с дополнительной подготовкой в

области театрализованной деятельности»

Форма обучения: очная

Руководитель: Л.С. Клепчинова

Рецензент: Королёва Марина Вадимовна –

педагог-организатор детского сада-школы № 106.

Астрахань, 2006 г.

Содержание

Введение

I. Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста.

1.1. Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка.

1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

II. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания

2.1.Понятие театрализованная деятельность.

2.2.Содержание театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

2.3.Формы театрализованной деятельности применяемые в дошкольном учреждении

III. Организация театрализованной деятельности в старшей группе ДОУ №108

Заключение

Литература

Приложение

Введение

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславского

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Всё выше сказанное помогает сформулировать цель работы:

изучить особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет следующие особенности:

- является целенаправленной;

- имеет определённые формы организации;

- имеет определённое содержание (в соответствии с программой «Арт – фантазия»);

- имеет специфические методы работы воспитателя – руководителя ТИД (индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности).

В соответствии с этим можно сформулировать задачи исследования:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей в старшей группе;

3. Определение значения правильной организации театрализованной деятельности в старшем возрасте;

4. Определение наиболее эффективных методов и приёмов руководства театрализованной деятельности старшего возраста

5. Подбор конспектов театрализованной деятельности способствующих решению определённых задач развития личности детей дошкольного возраста.


Глава 1. Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности подразумевает воспитание трудолюбия, общей культуры, развитие чувства красоты. Эстетическое начало входит в общую систему воспитания. Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Современные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно – волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка - дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы и в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т .д.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребёнка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.