Смекни!
smekni.com

Особенности работы социального педагога с неполными семьями, воспитывающими мальчиков (стр. 2 из 12)

Более подробно мы остановимся на разведенных семьях, где остаются мать и малолетний сын без мужского влияния и примера.

Существуют разные причины разводов, но выделяют три основные группы причин разводов. К первой группе относятся личностно-психологические причины, связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности и психологии человека. Это может быть легкомысленный, поспешный брак, очень скоро выявляющий психологическую несовместимость, несоответствие характеров или неготовность к семейным ролям. Так же к таким причинам можно отнести алкоголизм и другие вредные привычки, измена, обман, лживость. Спровоцировать развод может отсутствие помощи, в которой нуждается кто-то либо из супругов или семья в целом (помощь по хозяйству, воспитание детей, организация отдыха и т.д.). Большинство причин первой группы, поскольку они имеют психологическую природу, могут быть устранены. Если бы эти причины вовремя устранялись, то разводов было в 5 – 10 раз меньше. До 80% разводов, по оценкам специалистов, происходит по личностно-психологическим причинам.

Вторая группа причин разводов связана с условиями жизни семьи (жилищными, бытовыми, материальными) и особенностями взаимодействия семьи и окружения. К таким причинам можно отнести раздельную жизнь супругов, практическое прекращение брака и отношений.

Третья группа причин самая немногочисленная и связана с обыкновенной невозможностью продолжать совместную жизнь в браке. К таким причинам относятся врожденные или приобретенные патологические изменения в организме или психике, например: тяжелая и длительная болезнь или душевное заболевание [44, с. 61].

Во всех представленных причинах страдают дети, так как мать, с которой остается ребенок после развода теряет эмоциональный контакт с отцом и это сказывается на его психологическом развитии. К этой классификации причин можно добавить и противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины, стремление супругов к максимальной справедливости и распределения прав и обязанностей в семье, что также порождает внутрисемейные ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми. К разводу ведет также низкая нравственность брачного союза, безответственное отношение родителей (в большей части отцов) к воспитанию детей, пьянство родителей. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Дети из неполных семей чаще, чем их сверстники, растущие в полной семье, совершают аморальные поступки, правонарушения.

Распавшаяся семья – неполная семья, возникающая в результате ухода из дома одного из супругов. Этот тип схож с разведенной семьей, однако все усложняется нестабильностью положения супругов [39, с. 70].

Родителю из разведенной или распавшейся семьи, проживающему с ребенком, необходимо соблюдать общие рекомендации по отношению к детям из неполных семей. Восполнить недостающее ребенку влияние можно его общением. С отдельно проживающим родителем, целесообразной организацией жизнедеятельности детей в семье, использованием воспитательных возможностей родственников – мужчин, друзей семьи, членов школьных родительских комитетов, учителей – мужчин, руководителей кружков по интересам, тренеров.

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э. Роу исследовал следующие характеристики взаимодействия: эмоциональное приятие-неприятие, наличие-отсутствие контроля, стимулирование-нестимулирование активности ребенка, – и обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное приятие или неприятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов; наличие-отсутствие контроля связано с защитным-незащитным типом реагирования, а стимулирование-нестимулирование активности обусловливает направленность на других или на себя.

Однако главное внимание психологи уделяют не отношению родителей как «целого» к ребенку, а отношению матери к ребенку – чисто психологически-природному отношению.

Можно выделить три независимых направления этих исследований: 1) выявление роли материнской депривации (матери нет или она не заботится о ребенке); 2) выявление типов отношений матери и ребенка в полной семье (в связи с отношением матери и отца, точнее – мужа и жены); 3) анализ отношений матери и ребенка в неполной семье.

Отсутствие заботы о ребенке наиболее травмирующий фактор. Причины могут быть разными: смерть матери, раздельное проживание (мать в тюрьме и т.п.), отказ от ребенка и пр. Дети, которые воспитываются в детских учреждениях, характеризуются низким интеллектом (особенно – невербальным), эмоциональной незрелостью, расторможенностью, «прилипчивостью», а также отсутствием избирательности в контактах с взрослыми (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они агрессивны по отношению к сверстникам, но лишены социальной инициативности.

Существует множество типологий отношений «мать-ребенок». Рассмотрим вариант, предложенный С. Броди:

1) Поддерживающее, разрешающее поведение. Матери этого типа, к примеру, не стремились приучить ребенка к туалету, а ждали пока он дозреет сам. При этом стиле воспитания у ребенка формируется чувство уверенности.

2) Приспособление к потребностям ребенка. Мать проявляет напряженность в общении с ребенком, страдает отсутствием непосредственности, чаще доминирует, а не уступает ему.

3) Чувство долга и отсутствие интереса к ребенку. При таком типе отношений нет теплоты и эмоциональной спонтанности. Часто матери осуществляют жесткий контроль, особенно – за навыками опрятности.

4) Непоследовательное поведение. Матери вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, совершали частые ошибки и плохо его понимали. Такой стиль формирует в ребенке чувство неуверенности [34, с. 79 – 80].

Л. Ковар выводит отношения «мать-ребенок» из общей модели семейных отношений. Тип этих отношений зависит, по его мнению, от того, как родители оценивают и относятся к своему ребенку, и как он самоутверждается [26, с. 44].

Часто ребенок бывает обузой, мешающей социальному продвижению матери. Мать уходит от него и больше к нему не возвращается. Покинутый ребенок, лишенный материнской ласки, плохо общается с другими людьми. У него поздно формируется речь. Он остается инфантильным на всю жизнь, с несформированной «я-концепцией».

Мать может полностью посвятить себя ребенку и воспроизвести отношения «хозяин-раб», чтобы избавиться от пустоты и бессмысленности жизни. Она относится к ребенку как к «любовнику», готова исполнять любое его желание и прихоть. Она не дает ему проявить самостоятельность и формирует в ребенке безответственность и беспомощность. Поскольку она все делает за ребенка – ребенок зависит от капризов матери, а мать от капризов ребенка. В этом союзе двоих отец не нужен, и он становится лишним в семье. Поскольку у ребенка нет опыта соперничества и компромиссов, он не принимается в дворовую компанию и остается капризным придатком матери. Мать совершенно довольна этим.

«Отношения для двоих» создаются матерями-одиночками, которые контролируют поведение ребенка и испытывают от этого удовольствие. Хотя ребенок всегда желанен, но мать уходит от него, когда нужно ей, а не ему. По мнению Л. Ковара, это приводит к инфантилизации и развитию женских черт у мальчиков. Его тянет к общению с маленькими детьми, он воображает себя девочкой, к нему прилипает кличка «маменькин сынок» Часто он бунтует против матери и учителей. Характерен уход в мир фантазий, стремление к всемогуществу.

Если муж терпит неудачу в карьере, жена, считающая себя волевой женщиной, начинает борьбу за власть. Дети для нее делятся на сильных («как мать») и слабых («как отец»). Конфликтуя, отец и мать используют детей как оружие в собственной борьбе.

«Волевая» мать третирует «слабовольного» сына. Ребенок вынужденно играет роль слабовольного, но постоянно борется с матерью. Часто он проявляет агрессию на родителях, младших детях, теряя эмоциональный контроль, конфликтует со сверстниками. Предпочитает занятия в одиночку (чтение книг, просмотр телепередач, ведение дневника, занятия ремесленными поделками). Он недоволен собой и тем, что делает, поскольку судит о себе по критериям матери, чувствителен и пытается компенсировать свою слабость и трусость, занимаясь силовыми видами спорта [27, с. 60].

Другой вариант – мать считает отца недоразвитым. Аналогично и ребенка. Она отворачивается от ребенка, хотя старается выглядеть заботливой в мелочах. По отношению к сыну мать выражает лишь отрицательные эмоции или не выражает вообще (сын – «пустое место», как и отец) и уделяет внимание лишь внешним нормам поведения. У ребенка не развивается индивидуальность. Он вырастает с комплексом неполноценности, предается фантазиям.

Мать с «разбитой судьбой» временно посвящает себя ребенку, но может бросить его ради нового мужчины, как и отец – свою «любимицу» дочь. Ребенок бунтует против родительского непостоянства: отсюда побеги, подлоги, кражи, ранние сексуальные связи, разочарования и т.д.

Когда семья борется за социальное и экономическое выживание во враждебном мире, ребенок становится жертвой этой борьбы. Она сопровождается злобой, агрессией, депрессиями.

Если мать покинута мужем и у нее меняются партнеры, ребенок заброшен и забыт. С ранних лет он попадает в компании сверстников, стремится преуспеть в сферах, не требующих самодисциплины, там, где можно быстро удовлетворить свои потребности. Он часто нарушает школьную дисциплину, прогуливает занятия, проявляет негативизм и демонстративность при общении с педагогом. Возможны различные результаты личностного развития ребенка при подобных отношениях матери: