Смекни!
smekni.com

Педагогика (стр. 32 из 44)

Большое значение в воспитании играло возникновение и постепенное усложнение орудий труда. Без помощи взрослых дети не могли овладеть способностью их производства и рационального использования. Дифференциация первобытного воспитания относилась только к полу и возрасту детей, в остальном оно было одинаковым для всех, социальных различий еще не делалось. Дети воспитывались по образу и подобию взрослых.

Социальное расслоение общества, повлекшее за собой значительные изменения в воспитании, относится к 9 – 8-му тысячелетию до н. э. основной социальной ячейкой общества становится семья и, соответственно, возвышается роль семейного воспитания. Семьи более высоких социальных слоев воспитывали детей более гуманно с современной точки зрения. Их позже приучали к труду, причем сама трудовая деятельность имела принципиальные отличия от труда низших слоев общества. Менее состоятельные семьи с раннего детства включали свое потомство в посильные виды работы, так как это являлось необходимым условием выживания для них. Семейное воспитание основывалось на подражании взрослым, передаче опыта, причем форма воспитания зачастую имела магический смысл, сопровождалась секретными ритуалами и заклинаниями. Причиной этого послужило отношение к опыту и знаниям как к великой ценности, передаваемой по наследству от старшего поколения к младшему.

Приемы первобытного воспитания были весьма скудны, так как воспитание являлось лишь следствием необходимости приобретения навыков выживания. Основным приемом было повторение. Старшие показывали детям определенные действия, необходимые для усвоения, а дети многократно повторяли их, пока умение не переходило в навык.

Со временем сущность воспитания менялась, переломным моментом воспитания явилось постепенное изменение мировосприятия. Теперь человек не только приспосабливался к окружающей среде, но и влиял на нее. С ростом социального опыта возникают зачатки организованного воспитания. Дети раннего возраста находятся под присмотром женщин, обучаются элементарным навыкам повседневной жизнедеятельности, играют и перенимают опыт ведения домашнего хозяйства. В более старшем возрасте мальчики проводят основную часть времени с мужчинами, обучаясь охоте, рыболовству, развивая физическую силу и выносливость, перенимая навыки и умения производства орудий труда и предметов быта.

Девочки углубленно изучают быт и ведение хозяйства, заботу о детях.

Дальнейшее социальное расслоение приводит к ужесточению системы воспитания древних общин. В этот период появляются физические наказания и угрозы.

Первыми прототипами школ являются дома молодежи, в которых воспитывались и обучались дети и подростки. Спектр деятельности таких школ охватывал все необходимое для жизни, что есть в существующем обществе. С развитием общества менялось и устройство домов молодежи. Они стали делиться по половому и социальному признакам.

По достижении подростками 10 – 15-ти летнего возраста. Они должны были проходить инициацию, то есть посвящение во взрослые. Инициация носила характер экзамена, однако сопровождалась причинением боли в целях лучшего усвоения материала.

52. Воспитание и школа в Античном мире

Основными направлениями воспитания детей этого исторического региона были грамота, арифметика и музыка. Большое значение уделялось трудолюбию и физическому воспитанию, что связано с большим количеством войн в тот период времени. В раннем детстве воспитанием детей занимались наставники-старцы, которые должны были воспитывать настоящих воинов (Афины), или няньки-кормилицы (Спарта). Хотя греческое и спартанское воспитание имеют принципиальные различия в методах и направлениях, оба они характеризуются индивидуальным воспитанием ребенка до определенного возраста схожее с современным воспитанием в семье.

Школы в Древней Греции зародились с возникновением городов-полисов, культурой которых было предусмотрено получение образования для получения статуса достойного гражданина. Обучение не прекращалось даже в дни войн. Каникул не было, ученики занимались целый день с перерывом на обед. Учитель был один на всю школу, численность учеников обычно не превышала пятидесяти человек, которые составляли один класс, независимо от возраста. Дети сидели на низких складных табуретках вокруг учителя, писали на коленях, воспринимали информацию по всем предметам на слух. Письму учились с помощью вощеных дощечек и палочки (стило), арифметика включала изучение четырех основных действий и чисел в разрядном представлении, пение было только в унисон и сопровождалось игрой на кифаре.

Социальный статус учителя был низким и приравнивался к статусу ремесленника среднего уровня.

Особенностями воспитания выделялись Афины и Спарта, принципы воспитания в которых были ярко выраженными и во многом противоположными.

Воспитание в Спарте было направлено на выращивание воинов, о чем говорит отбор новорожденных по признакам крепости и здоровья. Младенцы, не удовлетворяющие установленным канонам, росли вне общества и не считались полноправными гражданами. Организованное полисом воспитание начиналось с семи лет и делилось на три этапа.

7-15 лет: Минимальное обучение грамоте, красноречие было наказуемо, немногословие поощрялось Основной упор на развитие выносливости, воли, физической силы. Воспитание происходит в суровых условиях с акцентом на умение выживать при максимальных лишениях и неудобствах. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члены общины. Посвящение сопровождалось болезненными испытаниями, выдержав которые подросток допускался к практике в военных отрядах Спарты.

15-20 лет: Ужесточаются приемы воспитания, к изучаемым дисциплинам добавляется музыка.

20-30 лет: В течение последних десяти лет воспитания физическая подготовка еще более ужесточалась, человек уже считался воином, но только по окончание этого этапа становился полноправным членом военной общины. К особенностям воспитания этого периода можно отнести свободную половую жизнь спартанцев, зато большое внимание уделялось пресечению пьянства.

Воспитание спартанских девочек и девушек тоже было направлено на развитие физической силы и выносливости.

Таким образом, жители Спарты были малообразованны и способны только к ведению войн, однако многие традиции физического воспитания и закалки нашли отражение в воспитательных системах следующих поколений.

Принципиально другим было воспитание в Афинах. Здесь стремились к формированию как интеллектуальной, так и физической сторон человека. До семилетнего возраста все дети воспитывались в семье или специально предназначенными для этого людьми. С семи лет мальчики простых граждан могли учиться в платных школах, где их обучали чтению, письму, арифметике и музыке, а так же они занимались гимнастикой. В соответствии с направлением развития школы делились на два типа: мусические (7 – 16 лет), в которых осуществлялось интеллектуальное обучение, и палестры, где занимались физическим развитием. Оптимальным вариантом считалось посещение обеих школ одновременно.

Большое значение в обучении Афинян ИМЛИ произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые служили материалом для чтения, пения и письма. Достигнув шестнадцатилетнего возраста и окончив обучение в мусической и гимнастической школах, юноши могли продолжить обучение в гимнасии. В Афинах V–IV вв. до н. э. было всего три гимнасии, носивших названия: Академия, Ликей и Киносарг. Элитное воспитание получали юноши 18–20 в эфебии, где учились тонкостям военного дела.

Всю систему воспитания Афин того времени пронизывала атмосфера соревнований. Женская часть населения воспитывалась исключительно в семье, содержание воспитания отличалось только отсутствием гимнастической и военной составляющих. Основной деятельностью женщин считалось домашнее хозяйство.

В эпоху Эллинизма система образования Греции претерпела значительные изменения. Мусическая школа приобретает более важное значение, гимнастическая же отходит на второй план. Начальное обучение сокращается до пяти лет, а после этого учеба продолжается в грамматической школе, предметами которой являются правописание, чтение, ораторское искусство и музыка. В гимнасиях так же сократилась роль физического воспитания, уступив место интеллектуальному развитию. Эфебия стала логическим продолжением предшествующих этапов, акцентируясь на преподавании риторики, физики, философии, математики, логики и других научных основ. Высшей ступенью образования теперь стали философские школы, всего их было четыре: Академия, Ликей, школа стоиков и школа эпикурейцев. При общей направленности, каждая из философских школ имела свою предметную специфику.

На протяжении всей римской империи семья воспринималась как важнейшая ячейка общества, ответственная за нравственное воспитание детей. Устойчивы были семейные традиции. В период VIII–VI вв. до н. э. семья отвечала за воспитание детей вплоть до 16 лет, а девушки оставались под неусыпным контролем матерей до замужества, при этом, однако, поведение родителей даже в присутствии детей не отличалось высокой моралью. Большую роль в воспитании играла религия. Множество богов постоянно сопровождают и влияют на повседневную жизнедеятельность римлян.

В период расцвета Римской империи домашнее воспитание отходит на второй план. Уступая свои позиции государственному воспитанию. Учителями Древнего Рима были рабы, из чего вытекает крайне низкий социальный статус учителя. Бедные граждане, которые не могли содержать рабов-нянек и рабов-педагогов, отправляли своих детей учиться на форумы, которые проводились в месте общественных сборищ римлян. Появление первых таких школ относится к V в. до н. э. Детей и в том и в другом случае, начиная с пяти лет, обучали письму, чтению, счету. Образцом и эталоном для римской системы образования считалась греческая школа. Во II в. до н. э. отмечается огромное влияние эллинистической культуры на организацию школы Древнего