Смекни!
smekni.com

Педагогико-воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях (стр. 4 из 6)

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) массовой.

При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы.

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными, которая проводится на основе изучения личности осужденного, с учетом обстоятельств совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других индивидуальных особенностей, с учетом научно-методических рекомендаций, вырабатываемых психологией и педагогикой.

3.2. Современное состояние и перспективы развития педагогико-воспитательного процесса в пенитенциарных учреждениях

Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у родителей, значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и социальной поддержки подросткам. В результате они оказываются одиноки и психологически беспомощны на фоне утраченных связей со старшим поколением и более благополучной частью своих сверстников. Профессиональная группа лиц, работающая с несовершеннолетними преступниками (начальники служб, начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, психологи, педагоги, медицинские работники) нуждаются в выработке совершенно нового подхода к взаимодействию с целью координации усилий, направленных на ресоциализацию таких подростков и возвращение в социум физически и морально здоровых, полноценных граждан, устойчивых к негативному влиянию криминогенной среды.

Однако даже наиболее цивилизованная пенитенциарная система не сможет решить поставленные перед ней задачи, если для их реализации не будут подготовлены квалифицированные кадры педагогов, психологов, воспитателей, медицинских работников и других сотрудников.

Как уже отмечалось, одна из важнейших категорий пенитенциарной педагогики - исправление осужденных. Исправление - противоречивый процесс изменения сложившихся стереотипов сознания и поведения осужденных, представляющий собой целенаправленное, а иногда и жесткое управление их жизнедеятельностью. Исправление выступает как цель и результат перевоспитания и как процесс самовоспитания, саморазвития личности[1]. Степени изменения личности вполне сопоставимы с общечеловеческими нормами, поскольку не существует отдельно взятой морали для правонарушителей и для законопослушных граждан. Но в процессе исправления такие нравственные нормы, как добросовестное отношение к своим обязанностям, труду, уважение к правилам общежития, бережное отношение к общественной и личной собственности приобретают статус правовых.

Специфика процесса исправления состоит в том, что он происходит в рамках исполнения уголовного наказания. Степень правовой регламентации процесса перевоспитания зависит от вида наказания и органа, его исполняющего. Правовой характер требований способствует выработке у осужденного привычки исполнять законы дисциплинированно и ответственно. Юридические нормы определяют и права осужденных. Тем не менее, в процессе исправления возникают противоречия между педагогической целесообразностью и жесткими правовыми предписаниями, так как правовые нормы носят обобщающий характер, а педагогические нормы всегда конкретны и направлены на конкретную личность. Отрицательное отношение осужденных к уголовному наказанию, как правило, переносится на учебный процесс и воспитательные воздействия, на самих педагогов и воспитателей, усиливая тем самым скрытое, а подчас и активное сопротивление их исправлению. Разрешение этого противоречия - в поиске оптимальных педагогических мер и совершенствования уголовно-исполнительного законодательства. Решить эти вопросы была призвана реформа уголовно-исполнительной системы, начавшаяся в начале 90-х гг. прошлого века и до настоящего времени пока не завершенная.

Особенностью процесса исправления является и его продолжительность, определяемая сроками уголовного наказания, назначаемого судом. Длительная изоляция осужденного от общества приводит к нарушению социально полезных связей и отношений, препятствующих адекватному восприятию действительности. Сосредоточение криминогенной части осужденных, например, подростков в одном месте также создает основу для формирования специфической системы межличностных отношений, основанных на традициях и субкультуре уголовного мира, растлевающего личность. Предпринимаемые попытки оградить несовершеннолетних осужденных от влияния взрослой криминальной среды (содержание в следственных изоляторах для несовершеннолетних), приносит определенные положительные результаты. Тем не менее, полного искоренения влияния уголовной субкультуры на несовершеннолетних осужденных избежать не удается. Все эти особенности обусловливают повышенные требования к профессиональному и нравственному уровню педагогов и воспитателей, их педагогическому мастерству.

Следует учитывать, что воспитательное воздействие на личность несовершеннолетнего осужденного носит сугубо индивидуальный характер. Это обусловлено различной степенью социальной дезадаптации и целым рядом индивидуальных особенностей каждого из них.

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности[1].

Проблемы обучения и воспитания несовершеннолетних в воспитательной колонии, лежащие в плоскости пенитенциарной педагогики, постоянно находятся в центре внимания пенитенциарных работников и отраслевой науки. Правила и процедуры обеспечения прав несовершеннолетних сформулированы в документах ООН, среди которых центральное место занимают: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985 г.); Руководящие принципы ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних (Эр-Рияд, 1990 г.); Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Конвенция о правах ребенка (1990 г.).Правила ООН, касающиеся защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, требуют совершенствования системы исполнения наказаний, главным образом – гуманизации и оптимизации условий отбывания наказания, педагогизации воспитатательно-реабилитационного процесса, демократизации деятельности самостоятельных организаций воспитанников, расширения и углубления участия в этом процессе родителей, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов и других общественных институтов.

В рамках реформы уголовно-исполнительного законодательства и органов исполнения наказаний, безусловно, были учтены все перечисленные требования, нашедшие отражение в Уголовно-исполнительном кодексе, ряде ведомственных нормативных актов, в повседневной практике пенитенциарных учреждений. Реформа уголовно-исполнительной системы продолжается и в настоящее время. И, безусловно, одним из основных направлений реформирования системы является гуманизация условий отбывания наказания несовершеннолетними осужденными с широкой открытостью и привлечением общественности к пенитенциарному процессу.

В этой связи первоочередными задачами воспитательных колоний становятся: создание необходимых условий для умственного, духовного, нравственного, психологического, физического развития каждого воспитанника, его ресоциализации, формирование у него потребностей в активном участии в производительном труде и иной общественно-полезной деятельности, способности противостоять асоциальному окружению. Решение этих задач возложено на педагогические коллективы школ воспитательных колоний во взаимодействии со всеми подразделениями и службами учреждения. Эффективность решения перечисленных задач во многом зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса, учитывающего как специфику пенитенциарного учреждения, так и психологические особенности личности несовершеннолетнего осужденного. Однако в организации процесса обучения и воспитания в воспитательной колонии существуют определенные проблемы, требующие своего разрешения.

Определенная взаимосвязь между низким уровнем грамотности, нравственной деградацией и преступностью, актуализирует востребованность интеллектуально-этического развития личности осужденного, как процесса развития ментальной и нравственной характеристик личности в их единстве.

Целью интеллектуально-этического развития является изменение духовно-нравственных установок личности на основе осознанного добровольного принятия общечеловеческих нравственных ценностей. Осуществляется это развитие главным образом через целенаправленное обучение.

Следует отметить, что до 1996 года школы в исправительных колониях (ИК) закрывались, однако в настоящее время наметилась устойчивая тенденция увеличения количества школ и учебно-консультационных пунктов (УКП). Тем не менее, 47,2% исправительных колоний не имеют школ или УКП, что затрудняет не только процесс интеллектуально-этического развития осужденных, но и процесс исправления в целом[1]. Кроме того, в рамках академических учебных программ не всегда возможно решить вопросы эффективной нравственной переориентации осужденных, так как без целенаправленных тренировок законопослушного поведения невозможно сформировать навыки такого поведения. Поэтому необходимо использовать все виды образования, определенные законодателем, включая и дополнительное, позволяющее целенаправленно откорректировать и (или) развить определенные личностные характеристики человека, в том числе и интеллектуально-этические.