Смекни!
smekni.com

Педагогическая антропология (стр. 1 из 68)

Г .М. Коджаспирова

ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ

Рекомендовано УМО по специальностям

педагогического образования в качестве

учебного пособия для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальности

031000- Педагогика и психология

MOCKВA

ГАРДАРИКИ

2005


СОДЕРЖАНИЕ

От автора

Глава 1. Человек как предмет научного изучения

§ 1. Понятие «человек» и его интерпретация

§ 2. Антропологический принцип в современном познании

Глава 2. Педагогическая антропология и история ее становления

§ 1. Педагогическая антропология как методология педагогики

§ 2. История развития педагогической антропологии

Развитие педагогической антропологии за рубежом

Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в

Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX в

§ 3. Отечественная педология в истории педагогической антропологии

Глава 3. Антропологическое понимание культуры

§ 1. Культура — среда, созданная человеком и формирующая человека

§ 2, Культура и образование

§ 3. Культура — образование — человек

Глава 4. Индивид, индивидуальность, личность

§ 1. Личность и развитие человеческой индивидуальности

§ 2. Я-концецция в структуре личности

§ 3. Теории развития личности

Глава 5. Возрастная педагогика

§ 1. Возрастная периодизация

§ 2. Категория детства и его проблемы в современном мире

§ 3. Психология и педагогика ребенка от рождения до школы

§ 4. Психология и педагогика младшего школьника

§ 5. Психология и педагогика подросткового возраста

§ 6. Психология и педагогика ранней юности

§ 7. Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Глава 6. Антропологические модели и технологии образования

§ 1. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия

§ 2. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса

§ 3. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии

Антропоориентированные педагогические установки

Зарубежные модели антропоориентированных образовательных учреждений

Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России

Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых

Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса

Словарь

ОТ АВТОРА

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.

Ф.М.Достоевский

Учебный курс «Педагогическая антрополотия» находится в стадии становления и развития. Государственный образовательный стандарт определил основные аспекты этого курса, но их раскрытие немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, И.А. Бирич, В.Б. Куликов, В.И. Максакова, Л.К. Рахлевская, Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.

Б.М. Бим-Бад целью данного курса считает иеторическое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содер­жательным материалом для развития профессиональноrо мышления будугцих педагогов (Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: Тезисы докл. на конф. М., 2001. С. 3).

Л.К. Рахлевская придерживается мнения, что курс психолого-педагогическо.й антропологии «сумеет повернуть направление в изучении человековедения от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциаэтьным, гуманитарно-ценностным проблемам жизненного мира человека, с тем чтобы облегчить ему выработку духовной ориентации в поисках смысла жизни и своего назначения», и предлагает ввести в педагогических вузах целый комплекс антропологических наук с первого года обучения (Ракпевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования (история, теория, практика). Томск, 1997. С. 25).

В.И. Максакова рассматривает необходимость изучения педагогической антропологии в широком аспекте перестройки самойпарадигмы высшего образования, обращенности специа.листа на собственную человеческую сущность и умение относиться к другим людям и к себе как к целостному человеку, а не только как к исполнителю лрофессиональных функций.

В своеобразной и интересной книге Й.А. Бирич «Философская ан­тропология и образование (на путях к новому педагогическому созна­нию)» автор в обращении к читателям пишет: «Наша глобальная не - любовь к детям обернулась небывалыми размерами гуманитарной катастрофы в мире. Вот почему проблемы образования и гуманной педагогики вырастают сегбдня до масштабов спасения жизни на планете» (М., 2003. С. 14). Столь же значимо определены цели и задачи психолого-педагогической антропологии В.Б. Куликовым, Ю.И. Саловым и Ю.С. Тюнниковым,

Целью курса педагогичёской антропологии, на наш взгляд, действитёльно выступает гуманизация педагогического сознания, так как весь курс направлен на раскрытие и осмысление именно антропологически ориентированной интерпретации того, что студент изучал до этой дисциплины. В силу междисциплинарного характера данного учебного предмета, в основе базовых положёний которого лежат положения и выводы таких отраслей научного знания, как философия, культурология, история, антропология, ггсихологин, этнология, социология, юриспруденция, физиология, общая и возрастная педагогика и др., его следует читать на старших курсах. Он систематизирует, обобщает, гуманизирует всю систему ранее приобретенных знаний у будущего специалиста, которому придется работать в системе «человек - человек». Такой широкий охват областейчеловекознания объясняется не стремлением «объять необъятное», а желанием все ранее изученное соединить в некоторое единство знаний о человеке и специфике его воспитания и обучения, исходя из сущностных основ его природы и назначения в этом мире.

Станет ли педагогическая антропология таким методологически значимым учебным предметом в профессиональном становлении специалистов гуманитарной сферы, покажет время, но попытка «очеловечить» сознание Специалиста, сформиройать у него установку на неловека как на высочайщую ценность, показать возможность и необходимость построения образовательных систем во имя человека и для человека является плодотворной.


Глава 1

' ЧЕЛОВЕК КАК. ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ

"' В человеческой жиэни невозможно ничего понять беэ знания человека и человеческой природы.

В. Гумбольдт

ПОНЯТИЯ: эпистемология, онтология, сциентизм, детерминизм, гносеология, редукция, валеология, экология человека, социальная экология, экзистенциализм, экзистенция, прагматизм, человек

§ 1. Понятие «человек» и его интерпретация

В. Франкл, задавая себе вопрос: «Что же такое человек?», отвечал на него так: «Это существо, которое изобрело газовыекамеры, но это и существо, которое шло в эти газовые камеры с гордо поднятой головой и молитвой на устах»1.

Существует много разных подходов к раскрытию дефиниции «человек». Человек - это индивид, представляющий собой не только личность, но и обладающий телесностью, анатомическим строением, физиологией, социальной ролью и статусом, выражающий и передающий культуру. По В.С. Соловьеву, человек - это уникальное, постоянно меняющееся сочетание биологического (физического) и психического, которое в своем высшем единстве образует сознание, способное мыслить себя, свои и (возможно) божественные деяния. Можно привести еще множество определений человека, но, ни одно из них не даст всеобъемлющей сущностной характеристики феномена, называемого «человек».

Человек в философской антропологии рассматривается как существо свободное - независимое u самостоятельное (способное к самоопределению, осуществлению индивидуального выбора и самореализации), творчески воздействующее на объективную реальность.

Свобода - одна из сущностных характеристик человеческого бытия. В содержательном плане она включает в себя саморазвитие, самоопределение, самопознание, самоосущёствление и другие «само», присущие только человеку, что актуально при разработке проблем его развития и образования.

Проблемы человека находятся в поле зрения целой системы наук или научных направлений. Человека можно представить и как биохимический субстрат, и как психофизиологическую сyбстaнцию, и как субъект прошлого-настоящего-будущего. Многогранность феноме­нологии личности, индивида отражает объективно существующее многообразие проявлений человека. Проблемный подход к пониманию человека, по В.И. Вернадскому, позволяет увидеть его в разных социокультурных и социобиологических измерениях.

При рассмотрении человека c современных научных позиций нельзя не принимать во внимание сложную взаимосвязь и взаимозависимость множества генетически обусловленных биологических программ, составляющих основу не только отдельных поведенческих реакций, но и всей психической деятельности человека в целом.