Смекни!
smekni.com

Период религиозно-церковной или допетровской педагогики (стр. 2 из 4)

Впрочем, не надо думать, будто существовала какая-либо цельная система воспитания: на вопросы важные, принципиального характера, тогда отвечали случайно и частично, руководясь обыкновенно практикою1).

Итак, обучение в древней Руси было строго воспитывающим; однако главным поприщем воспитания была не школа, которых было еще очень мало, а семья, где родители старались внушить своим детям "правила порядливого жития и христианского жительства".

1) В частности, женщины должны быть благочестивыми, скромными и послушными родителям, а после замужества - супругу; забота жены: "как душу спасти, Богу и мужу угодить, свой дом благоустроить": она должна сидеть дома, занимаясь хозяйством и воспитанием детей.

Этот идеал был господствующим в течение всего первого периода нашей педагогики, понимаясь несколько различно в Киевской и в Московской Руси; при чем в последней, хотя и звучал уже ясно, как один из элементов его, мотив покаяния во грехе, однако он не занимал еще тогда того исключительного, как потом, положения.

Воспитательное воздействие, помимо семьи и обучения в школе, оказывали также и храмы на собирающихся туда молящихся и самообразование в виде чтения книг. Последние тогда, даже светские по своему содержанию, ценились грамотеями чрезвычайно высоко; в самом деле, ведь они писались на пергаменте и потому уже стоили очень дорого, а главное, их ценили за их "душеполезный" характер, и списывание их считалось делом богоугодным: они переписывались с целью научить темных людей святости, правде - "порядливому житию"; книги - "реки, напояющие вселенную, источники мудрости".

Все эти источники распространяли знания почти исключительно религиозно-церковного характера 1).

Особенно важное значение, в смысле распространения образования и нравственного воздействия на массы, имели монастыри; здесь обыкновенно открывались школы, хранились, переписывались и составлялись книги; здесь всегда находились лица, выдающиеся, по своему духовному облику, над современниками и служившие им живым образцом; монастыри же занимались и крупною благотворительною деятельностью (раздавали хлеб, призревали, лечили), особенно в тяжелые для народа годы, что также увеличивало их значение. Из таких монастырей особенно крупную роль в начале нашей истории сыграл Киево-Печерский и в частности его основатель - Антоний - и преобразователь - Феодосий.

1) Знания из области естественных и исторических наук наши предки почерпали главным образом из переводных книг - из "Шестоднева" Василия Великого, в переработке Иоанна Экзарха, из Физиолога, из книг Козьмы Идикоплова, из "Толковой Палеи", из "Изборника Святослава 1073 г. ", из "Исторической Палеи", из хроник Малолы и Амартолы; размер этих сведений был очень не велик, они часто были фантастичны и с религиозной тенденцией (напр., земля - четырехугольная плоскость. длина ее вдвое больше ширины, стоит сама на себе или на 3-х китах, закругленная кверху ее стена образует твердь, отделяющую землю от неба, где Бог и святые). Самыми крупными ив оригинальных произведений были: "Повесть повременных лет", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово ο полку Игореве" и "Слово Даниила Заточника".

Наиболее грамотными были князья с боярами и духовенство: всех княжеских детей - и мальчиков и даже девочек - учили грамоте; безграмотные поповичи также редко встречались.

Из отдельных светских лиц можно указать на князей: святого Владимира, Ярослава Мудрого (велевшего в Новгороде учить грамоте 300 детей и основавшего первую библиотеку), на Святослава, Всеволода и на Владимира Мономаха (знавших несколько языков), на Романа Смоленского, на Ярослава Осмомысла Галицкого и на Константина (сына Всеволода, Большого Гнезда); даже некоторые женщины, напр., Анна Всеволодовна (основала первое женское училище в Киеве при Андреевском женском монастыре), Евфросинья Суздальская и Евфросинья Полоцкая много содействовали распространению просвещения.

Таков был общий характер образования в древней Руси и отношение к нему большинства общества. Несмотря на наличность довольно совершенных литературных памятников, тогда существовала, в сущности, элементарная грамотность ("божественное писание", "книжное учение" и т.п.) и доступна она была очень не многим: духовному сословию, князьям и высшим боярам; книжники, начетчики образовывались самоучкою. Перед некоторыми наиболее чуткими и образованными людьми носились и лучшие идеалы: сознание ценности учения и книг; в "Поучении" Владимира Мономаха встречаются и чисто христианские педагогические воззрения, Иногда робко даже высказывалась мысль ο всеобщем и равном для всех образовании; иногда школа при церкви обслуживала учащихся в самых разнообразных отношениях, но это, к сожалению, бывало довольно редко и в общем почти не меняло данной нами выше картины явления. Во всяком случае, и теперь уже замечается, что Юго-Западная (Киевская) Русь несколько просвещеннее Северной Руси и собственно к последней приложима наша характеристика во всей ее строгости.

Педагогика со времени монгольского ига и до Петра Великого в Московской Руси

В таком положении было просвещение русского народа до нашествия монголов (до середины XIII в). Последнее особенно сильно отразилось на Северо-Восточной Руси, и с этих пор история Северо-Восточной и Юго-Западной Руси идет различными путями.

Монгольское иго содействовало упадку и без того, как мы уже видели, не имевшего большого распространения образования: теперь, когда почти все силы нации обращены на борьбу с поработителями, об образовании не приходилось и думать; в дыму пожаров, зажженных татарами, погибли наши города и села, а вместе с ними и наши школы и книги; наконец, Северо-Восточная Россия, подчиненная татарам, теперь даже разобщается с более культурными соседями Запада. Тяжелое положение усилило религиозность русского народа, так как в постигшем нас бедствии видели наказание Божие за грехи; и хотя именно за это время языческая Русь превратилась в "святую Русь" - "страну многочисленных церквей и неумолкаемого звона", страну строгих постов и усердных земных поклонов, - однако, начиная с середины XIIIв. и до конца XVв., известия об успехах просвещения встречаются все реже и реже. Общий культурный упадок, огрубение и невежество увеличиваются: ближайшие князья еще образованы (Владимир Волынский), но уже Дмитрий Донской "не был хорошо изучен книгами", а внук его, Василий Темный, был и вовсе "не грамотен". Точно так же и среди духовенства грамотность, вначале обязательная, все падает и падает. Школ почти не было, да и учителей, даже малограмотных, и то было мало; самая грамотность представляет редкое явление; точно так же понизились литературные достоинства произведений того времени.

Около 1500 г., архиепископ Новгородский Геннадий, в официальном донесении Московскому митрополиту, заявляет, что ему. за отсутствием мало-мальски грамотных людей, в священники приходится обычно посвящать едва разбирающихся лишь в псалтыри, не говоря уже об апостоле (там они "и ступити не умеют"), не могущих даже правильно произнести ектенью. Если так обстояло дело с духовенством, да еще в одной из наиболее просвещенных епархий, то οна-родных массах и говорить нечего. То же признал лет пять-десять спустя и Стоглавый собор (1551 г); и хотя он постановил повсеместно при церквах открывать начальные школы, в которых учили-бы церковной грамотности ("страху Божию", читать, писать, петь) члены причта, однако это не было осуществлено на практике. Итак, действительно "невежество русского народа" было тогда "матерью его благочестия" (Маржерет).

Татары снабдили наше правосудие кнутом и вообще жестокими физическими наказаниями, даже смертною казнью; суровость семейных отношений (играть и смеяться с детьми - "грех"), взгляд (татарский и византийский) на женщину, запертую теперь в тереме, как на существо нечистое, злое по своей природе ("источник злобы", "сокровище нечистот", "матерь похотей". .), сотворенное дьяволом на соблазн мужчине, и строгий школьный режим ("жезл") 1) в течение этого периода значительно усилились, в конце его довольно верно отразившись в "Домострое" Сильвестра 2). Тяжелое сознание бесправия и господства материальной силы, постоянный страх перед своими и чужими, отчужденность от Запада и сношение с полудикими азиатами принижали нравственность и порождали грубость.

В это тяжелое время хотя грамотность находилась в очень жалком состоянии, все же школы существовали, правда, очень плохие; открывались они и частными лицами, но преимущественно монастырями, Трудно жилось русским людям: руки их беспомощно опускались, умы теряли бодрость и силу; они покидали светскую жизнь и уходили в монастыри или навсегда, или на время. Здесь они молились, здесь же на досуге занимались богоугодным делом - чтением божественных книг и их перепискою. Образование, школы, библиотеки держались тогда также главным образом при монастырях. Из последних особенно велико значение Троице-Сергиевской лавры около Москвы и его подвижника - святого Сергия Радонежского (1391 г.); святой являлся настоящим воспитателем русского народа; несколько поколений, в течение 50 лет приходя к его источнику за водою и благословением, вместе с этим черпали и силу духовную - живой пример: преподобный внушал им веру в себя и в мощь русского народа (Куликовская битва совершилась с его благословения), часто являлся миротворцем в распрях между князьями, - вообще учил всех отдавать себя на общее дело, учил усиленному труду и порядку во всем. Много сделали, в смысле духовного назидания, святые Кирилл Белоозерский (1427 г.), основатель знаменитого Белоозерского монастыря, славящегося строгостью своего общежительного устава, и Стефан Пермский (1396 г.) - "апостол зырян" (пермяков), составивший их азбуку и переведший на их наречие богослужебные книги.