Смекни!
smekni.com

Порядок работы с научной литературой и поиск источников информации (стр. 2 из 3)

Следует помнить, что во всех энциклопедиях и словарях применяется четкая система отсылок ("смотри... "). Для полного понимания смысла слова все эти отсылки надо прочитать. Перед тем как пользоваться энциклопедией или словарем, необходимо познакомиться с предисловием, в котором излагаются правила чтения именно этого издания.

Чтобы ориентироваться в отечественной и зарубежной педагогической словарно-энциклопедической литературе целесообразно познакомиться с книгой И.М. Кантора "Педагогическая лексикография и лексикология" (М., "Просвещение", 1968); очень полезно прочитать книгу Б.Б. Комаровского "Русская педагогическая терминология" (М., "Просвещение", 1969). Сопоставление содержания одного и того же понятия по различным источникам позволяет проследить его эволюцию.

Очень часто для полного понимания содержания книги приходится прибегать к просмотру изданий, в которых сконцентрирован такой справочный материал, как приказы, постановления, спортивные результаты и пр.

Пользуясь справочными изданиями, следует иметь в виду, что все они в той или иной мере обладают одним недостатком: в них даются самые краткие сведения, причем часто уже устаревшие, а библиография, сопровождающая статьи, бывает ограниченной.

Формы записи

Записи, сделанные при чтении литературных источников, во-первых, помогают глубже и разностороннее понять прочитанное; во-вторых, увеличивают объем и качество запоминания прочитанного (не случайно записи иногда называют "письменной памятью"); в-третьих, вырабатывают умение лаконично и точно излагать мысли; в-четвертых, дают возможность постепенно накапливать собственный материал, который может стать и рабочим справочником и ценным индивидуальным пособием для педагогической и научной работы.

Качество записи зависит от глубины анализа прочитанного, а формы записи обусловливаются характером чтения. Поэтому нельзя вести, например, конспектирование, одновременно с первым прочтением литературного источника. Любые формы записи - это завершающий этап работы над книгой, статьей.

В практике встречаются следующие формы записи.

Цитирование обладает тем преимуществом, что позволяет в будущем, когда у самого читателя изменится подход к оценке многих фактов, вновь вернуться к анализу подлинника. К цитированию обязательно прибегают при изложении определения понятий. Цитирование используется и для того, чтобы подкрепить или обосновать собственную мысль, а иногда и для того, чтобы выразить критическое замечание в адрес автора.

Эта форма записи наиболее легкая для читателя, так как не требует большой самостоятельности мышления, но и наиболее трудоемкая.

Планпредставляет собой лаконичное изложение главных вопросов, рассматриваемых в публикации, причем в той очередности, в какой это дано в подлиннике. В этом отношении план очень похож на оглавление книги.

План может быть простым и сложным. В последнем случае каждый вопрос (пункт) плана имеет подчиненные ему вопросы. Такой дробный план составить, естественно, гораздо труднее, чем простой, но зато он позволит глубже понять содержание работы. Чтобы составить план, особенно сложный, необходимо хорошо знать и конкретный литературный источник, и ту отрасль знания, которую он представляет. Составление плана приучает выявлять и кратко формулировать главные мысли автора. План позволяет при необходимости качественно восстановить в памяти основное содержание публикации.

Тезисы дают возможность полнее, чем с помощью плана, передать содержание прочитанного, ибо расшифровывают каждый пункт плана, доказывают или защищают то или иное утверждение автора.

Требование лаконичности и точности в изложении мыслей автора делает эту форму записи довольно сложной. Тезисы должны отражать выводы, ведущие положения, которые подлежат дальнейшей разработке. Все это определяет их форму и содержание: расчлененность и сжатость, конкретность и категоричность.

Тезисы могут быть сложными и простыми. В сложных тезисах имеются аргументация, доказательства и фактический материал.

Конспект

Существуют три вида конспекта.

Простой конспект - это последовательное и краткое изложение содержания работы без анализа и доказательств, без расчленения текста на соподчиненные части.

Сложный конспект это изложение материала публикации с описанием фактического материала, с его аргументацией, доказательствами, с анализом, обобщением, выводами и подразделением текста на пункты и подпункты. Подобный конспект включает в себя цитаты, план и тезисы, а также может иметь таблицы, рисунки (как заимствованные у автора, так и самостоятельно составленные). Особое внимание следует обратить на воспроизведение рисунков, так как оно помогает не только лучше запомнить, но и глубже понять педагогические закономерности.

Сводный конспект предусматривает единое, целостное изложение содержания нескольких публикаций. Обычно такие конспекты являются тематическими, т.е. обобщают материалы разных авторов по одной теме.

Составление сводного конспекта по существу своему есть тот творческий процесс в работе с литературой, который у диссертантов оканчивается написанием такого раздела диссертации, как обзор литературы.

Технология разработки сводного конспекта может быть примерно следующей.

Из нескольких публикаций по одной и той же теме выбирается одна, наиболее полная, типа учебника, учебного пособия, монографии последних лет издания, тщательно прорабатывается с составлением дробного плана, в котором указываются страницы оригинала к каждому пункту плана.

Затем поочередно изучаются все другие источники. Еслив новой публикации изложен материал, которого не было в первой публикации, то в план между строк вносится новый пункт, причем в то место, которое логически оправдывает присутствие этого материала в содержании первой публикации. Если материал двух публикаций совпадает по трактовкам, то в плане проставляются номера страниц второй публикации со знаком " + ", если не совпадает - со знаком "-". Подобным же образом обрабатываются и все другие литературные источники. Без такого "расчленения" материала его будет невозможно изложить в логической последовательности как единое целое. Появятся разбросанность, нарушение логики, повторения.

Примерная форма плана сводного конспекта

План Фамилии авторов публикаций
I. …...
1... ... ...
а)... ... .

Фамилии авторов публикаций даются в порядке их значимости. В колонках под фамилиями указываются страницы источника, на которых раскрыты основные вопросы плана.

Руководствуясь подобным планом, приступают к обобщению материала нескольких источников по первому пункту плана, затем по второму и т.д.

Сложные и сводные конспекты должны иметь поля, на которых читатель мог бы делать свои замечания, сопоставлять мысли и факты автора со своими собственными или мыслями и фактами других авторов.

Применять ту или иную форму записи следует в зависимости, во-первых, от ее назначения (например, для обзора литературы по диссертационной теме нужно составить сводный конспект); во-вторых, от содержания конспектируемого материала (например, при изучении трудов классиков марксизма-ленинизма очень часто прибегают к цитированию).

В практике нередко встречаются и смешанные формы записи (например, цитирование наиболее важных и сложных для понимания частей текста и конспектирование в виде изложения мыслей, идей автора собственными словами).

Библиографическое описание

Любой форме записи должно предшествовать библиографическое описание литературного источника, т.е. своеобразная справка, характеризующая публикацию по ее внешним признакам: авторству, названию, издательским данным.

Библиографическое описание чрезвычайно распространено. Оно применяется на каталожных карточках, издаваемых Всесоюзной книжной палатой (см. "Тематический подбор литературы"), а также в списках литературы, которые сопровождают диссертацию, монографию, статью, реферат, курсовую работу (см. "Список литературы").

Подобным же библиографическим описанием должен пользоваться каждый, кто изучает литературный источник. Однако при этом необходимо использовать сокращенный вариант описания, которое дается в списках литературы.

В работе с литературой целесообразно прибегать к библиографическим описаниям в двух случаях:

во-первых, перед тем, как осуществить ту или иную запись изученного источника, например, перед конспектированием (в той же самой тетради); другими словами, конспектирование начинать с библиографического описания;

во-вторых, для создания личной картотеки прочитанных книг, журнальных статей и пр., построенной по определенному тематическому признаку. Подобная картотека может быть полезна не только при необходимости воскресить в памяти какое-либо педагогическое положение, но и при разработке реферата (дело в том, что составленные планы, тезисы, конспекты чрезвычайно объемны, поэтому ими трудно пользоваться при систематизации материала; карточки в этом случае обладают неоспоримым преимуществом).

Все библиографические описания должны быть строго унифицированы, а следовательно, соответствовать общепринятым правилам. Примеры библиографических описаний книг и статей приведены в списке. Рекомендуемая литература".

По ходу обработки литературы (особенно при написании обзора литературы по изучаемому вопросу) иногда возникает потребность в повторных просмотрах тех или иных источников. Чтобы облегчить вторичное получение их, целесообразно ввести некоторые условные обозначения, делая их в левом верхнем углу карточки. Эти обозначения должны указывать название библиотеки, в которой первый раз читалась работа, и библиотечный шифр, под которым она значится в данной библиотеке.