Смекни!
smekni.com

Преподавание духовно-нравственной культуры в школе (стр. 3 из 3)

«Свердловским школьникам предложат еще раз выбрать между религией и атеизмом.

Четвероклассникам Каменска-Уральского будет предложено еще раз выбрать, какой предмет они предпочтут изучать в школе – «Основы православной культуры» или «Основы светской этики». Об этом сообщили «УралПолит.Ru» сегодня, 14 января, в пресс-службе городской администрации.

Напомним, в ходе первого опроса 93 % четвероклассников Каменска-Уральского заявили о своем желании постигать в общеобразовательной школе азы светской, а не религиозной этики. При этом православные священники города усомнились в достоверности этих данных и заявили, что опрос был проведен формально. Для рассмотрения ситуации на месте 13 января город посетил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, который провел разъяснительную беседу со школьными учителями. «Отсутствие нравственных ориентиров порождает безжалостность детей, толкает их на ложный путь», – подчеркнул православный иерарх.

Глава города Михаил Астахов, известный своей заботой о нравственности подрастающего поколения и борьбой за трезвость, поддержал Владыку Викентия, заявив, что сегодняшние дети взрастают в основном под влиянием телевидения, которое пропагандирует ценности, весьма далекие от православия, и с этим необходимо бороться.» [3]

«В поручении Президента о начале нашего эксперимента было сказано, что цель эксперимента - это отработка механизма выбора родителей того или иного модуля. Манипуляция родителями, неадекватное и лживое информирование их о происходящем ставит под угрозу сам ход эксперимента. Родителям не давали право выбора, их мнением манипулировали, их принуждали к выбору, выгодному для администрации школы.

Например, город Шадринск Курганской области. 80 тысяч населения. И ноль человек, избравших основы православной культуры. Такого не может быть по законам социологии.

И не надо ссылаться, что это, мол, сибирская вольница. В еще более дальнем и сибирском Биробиджане 1000 детей будет изучать ОПК, а светскую этику выбрали только 200 (иудаизм - 24, ислам - 29).

В Пензенской области до начала скандала – также ноль. В Томской области мухлёж был столь очевиден, что вызвал гнев со стороны губернатора. В Ставрополе по итогам аналогичного скандала все развернулось на 180 градусов: если сначала 60 процентов было заявлено в качестве сторонников светской этики и лишь 20 процентов - как желающих знакомиться с ОПК, то при переголосовании получилось ровно наоборот.

Красноярский край: в городе Железногорске из 642 четвероклашек до ОПК добрались лишь 9 человек. В Зеленогорске из 69-ти – только 8. В Казачинском районе Красноярского края на 113 учеников – ноль тех, кто что-то узнает об ОПК (также и в Ермаковском)…» [2]

«Понятен мотив манипуляторов. Директору школы легче организовать обучение по одному модулю, чем ломать голову над согласованием 3 или 4 курсов для одного и того же класса. Кроме того, дешевле платить педагогу за 2 часа в неделю (т.е за один модуль), чем за шесть.

И тогда для экономии своих финансовых, интеллектуальных и физических сил директор (или завуч, или классный руководитель) идет на подлог.

Врет родителям, что, мол, школа не сможет закупить альтернативные учебники (это ложь, потому что школы и дети получат учебники всех модулей бесплатно за счет федерального бюджета).

Или врет, что в школе учителя готовы лишь к одному курсу – светской этики (это неправда по той причине, что Министерство готовит всех педагогов, участвующих в эксперименте, к работе по всем шести модулям).

Или говорит, что ребенку будет трудно в меньшинстве (ну, такие слова уже равнозначны признанию в собственной педагогической несостоятельности: как же ты в течение 4 лет воспитывал детей, если в итоге они способны лишь к травле иноверца?).» [там же]

А в некоторых школах сами учителя убеждают родителей выбрать светскую этику. «Учитель, планирующий вести данный курс был в полной растерянности относительно ОПК. Мол, никаких учебников, методичек, часов, ничего. "Я вообще ничего по-сути не знаю об этом предмете, не знаю что я должна говорить. Я вообще атеистка, что я детям смогу рассказать об этом не представляю. Давайте, папы-мамы дружно выберем светскую этику."» «Проблема первая как мы ее определили, что ни учителя, ни родители ничего не представляли об ОПК на этапе выбора, думая, что "попы" будут учить их детей религии. И то, что к моему лично удивлению родители боятся, в том числе и самого православия (боятся в т.ч. из-за полного ничего-незнания, мол, дети сами разберутся, им это все не нужно, мы и без этого живем неплохо и т.д. Таким, образом и выбрали "от греха подальше" светскую этику.» [4]

«В любом случае родители избирали кота в мешке, не зная ни программы, ни учебника, не беседуя с представителями конфессий.

Причем министерство образования сознательно создавало атмосферу информационного вакуума. Можно было бы в профессиональной прессе опубликовать по два-три урока из каждого учебника. Электронные текстовые версии учебников можно было бы разослать по регионам для ознакомления с ними педагогов еще в середине февраля. На деле они пришли лишь в конце марта – по сути одновременно с напечатанными учебниками и уже после как родительских голосований, так и переподготовки учителей. Мотив такой нерасторопности может быть лишь один: само министерство понимает, что учебники получились разно-качественными. Его любимые «светские» модули (по истории религии и этике) получились самыми бездушными и скучными. Вот чтобы они не проигрывали на фоне конфессиональных учебников, написанных «с душой», и надо было все учебники засекретить…» [2]

Итоги выбора модулей по всем регионам подвел А.Кондаков, генеральный директор издательства «Просвещение», которое будет выпускать учебники по предмету. «Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков сообщил, что, исходя из количества запросов на учебники по духовно-нравственному воспитанию, большинство российских школьников выбрали курс светской этики.

В интервью «Московскому комсомольцу» Кондаков сказал, что тиражи учебников зависят не от издательства и министерства, а от «конкретного запроса семей из вступивших в эксперимент регионов». По его словам, 40% семей выбрали светскую этику, 30% – основы православной культуры, 25% – историю мировых религий. Основы иудаизма, буддизма и ислама предпочло очень небольшое число людей.» [6]

"Суммарный тираж составит более 330 тысяч экземпляров. Большая часть выпуска составят учебники по светской этике - 125 тыс., основы православной культуры - 80 тыс., мировые религии - 60 тыс., основы исламской культуры - 40 тыс., буддийской - 14 тыс. и основы иудаизма - 12 тыс.", - сообщил генеральный директор издательства "Просвещение" Александр Кондаков.» [5]

Сейчас одна из наиболее обсуждаемых тем, связанных с проектом, - давать ли возможность родителям поменять модуль в конце мая, если первый выбор по какой-то причине оказался неподходящим. Технически это несложно, но вызывает ряд проблем (перераспределение учебных часов между учителями, поставка в школы учебников, прерывание прослушивания ребенком одного курса и переход на другой курс с середины).

«[Надо]дать возможность родителям изменить свой выбор.» - считает А. Кураев. « К этому времени и дети и родители присмотрятся к учебнику и к педагогам. А педагогии родители присмоятся к реакции детей на учебники.

У противников Юрьева дня два полупубличных аргумента:

Первый аргумент: «У нас нет лишних учебников!».

Это весьма несерьезный ответ. Новый тираж можно напечатать за две недели, и за лето не торопясь развести по всей стране.

Второй аргумент: «Дети уже отстали на полкурса, как они с середины перейдут на новый модуль?».

Но ведь наш курс это не курс математики. К тому же 1 сентября все дети будут в одинаковом положении - за три месяца каникул все, что они успели получить за два весенних месяца, у них выветрятся, и потому со всеми придется начинать с нуля.»[2]

В настоящий момент эксперимент продолжается, но так как не закончилась даже первая четверть преподавания ДНК в школе, поэтому какие-то итоги подводить еще рано. Пока что ясно одно – родители нынешних школьников не возмутились тем фактом, что в школе будут преподавать «что-то о религии». И это дает надежду на то, что после завершения эксперимента курс в том или ином виде останется в школьной программе.