Смекни!
smekni.com

Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся (стр. 4 из 20)

Воспитание изучает изменения, которые происходят в личности подрастающего человека, закономерности и особенности формирования его характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения, новых чувств и отношений, закономерности формирования его мировоззрения - всего того, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его отношение к обществу и к самому себе. В центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.

Требование А. С. Макаренко, которое он рассматривал в качестве важного принципа воспитания: единство уважения к учащемуся и высокой требовательности к нему [19, с. 118]. Требовательность, хотя и не всегда целеустремленную и последовательную, мы в большинстве случаев к учащимся предъявляем. Что же касается, уважения личности учащегося - это еще не стало незыблемым принципом деятельности всех, без исключения, педагогов. Еще нередки случаи недоверия к подросткам, к их силам, их возможностям. Это выражается у иных воспитателей в авторитарном стиле руководства, в нажиме на учащихся, в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности, доходящей в отдельных случаях до унижения учащихся, оскорбления их.

Уважать учащегося - значит верить в него, Проявлять по отношению к нему максимум такта, видеть в нем человека, личность. У одних взрослых неуважение к ребенку, подростку свидетельствует об их низкой общей культуре, у других - о том, что в лице подростка они видят лишь объект педагогического воздействия, не играющий сколько-нибудь значительной активной роли в учебно-воспитательном процессе. Некоторые под личностью склонны понимать лишь социально зрелого, сформировавшегося взрослого человека.

Учащийся профтехучилища - это развивающаяся, социально еще не зрелая, но, вне всякого сомнения, личность. Его производственная деятельность и поведение в коллективе социально значимы. Он субъект общественного поведения в коллективе училища, субъект общественных коммуникаций, связей. И он носитель весьма развитого сознания, потому что его жизненный опыт не так уж мал, что нередко недооценивается взрослыми. И он заслуживает не меньшего уважения, чем социально зрелая личность.

Воспитание личности во внеаудиторной творческой деятельности невозможно без ее знания и понимания. Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей.

Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, - это семья ребенка. Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании, потом начинает сотрудничать с детским учреждением - детским садом, школой, училищем, внешкольным учреждением. Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение - это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо. При серьезных противоречиях между родителями, частых и глубоких конфликтах в семье, разногласиях между семьей и учебным заведением учащиеся не получают должного воспитания, возникает и углубляется педагогическая запущенность ребенка, которая в особо неблагоприятных условиях приводит его к правонарушению. Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности - духовные и материальные.

Основное условие и главная сфера формирования и проявления личности - деятельность. Единство слова и дела, организация педагогически целесообразной среды, образа жизни учащегося и его социально значимой деятельности в единстве с его обучением и просвещением - это должно быть, прежде всего, в поле зрения и объектом заботы инженерно-педагогических работников и коллектива профтехучилища в целом [25, с.56].

Без знания воспитания и индивидуальных качеств своего воспитанника в особенности педагог работает вслепую, интуитивно, полагаясь лишь на свой опыт да на методические традиции, которые далеко не всегда бесспорны. Этим, в частности, обусловлено погоня за новыми, необычными формами работы без их должного педагогического обоснования. И о труде организаторов и руководителей воспитательного процесса нередко судят по внешней эффективности придуманных ими мероприятий, а не по их конечному педагогическому результату. Затрачивается масса времени, сил, но коэффициент полезного воспитательного воздействия оказывается непропорционально малым, а то и просто равным нулю. Знание воспитания в значительной: степени исключает такую вероятность.

Таким образом, формирование глубокого уважения и готовности к физическому и умственному труду, активной творческой деятельности - важнейшие задачи воспитания подрастающего поколения, реализация которых возможна во внеаудиторной творческой деятельности.

1.3 Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ

Решение педагогических проблем развития творчества немыслимо без учета закономерностей формирования творческого мышления и на их основе разработки методики, содержания и оптимальных путей обучения творчеству.

В качестве главного критерия творчества зачастую выдвигается только результат деятельности, а не ее структура, динамика и механизмы. Отмечая односторонность в оценке творчества, С. Р. Микулинский и М. Г. Ярошевский считают, что "продукт творческой деятельности и процессы, его породившие, должны исследоваться в их внутренней взаимосвязи.

Очевидно, что при рассмотрении вопросов внеаудиторной творческой деятельности учащихся следует исходить из необходимости учета двух взаимосвязанных сторон творчества - результата деятельности и процесса ее протекания. Такой подход позволяет, расширить методические возможности включения учащихся в творческую техническую деятельность. В то же время он приемлем лишь для случаев выполнения учащимся основных этапов творческого процесса - от момента осознания проблемы до практической ее реализации. Но есть и другая сфера деятельности, нередко именуемая как в психологической, так и в педагогической литературе творческим процессом: это деятельность по решению творческих задач. Употребление понятия "процесс" в обоих случаях вполне оправдано, но если в первом творчество рассматривается как проявление объективного развития общественных потребностей и выступает наиболее целесообразным средством разрешения противоречий между уровнем развития техники и необходимостью удовлетворения новых потребностей, то во втором имеется в виду лишь часть этого объективного процесса, связанная с функционированием мышления. Оба процесса находятся в отношении друг к другу как часть к целому, что необходимо учитывать в педагогической практике.

По своей структуре техническое творчество, доказывают исследователи, распадается на ряд обязательных процессов с отчетливо выраженными началом и окончанием, что позволяет говорить о необходимости полного цикла творческой деятельности для осуществления творческого процесса (от момента отражения потребности до момента создания практической возможности ее удовлетворения) [2, с. 163].

До сих пор основной поиск исследователей был направлен на обнаружение всех возможных проявлений творчества. Даже заключительный этап творческого цикла рассматривался с этих позиций. Несоответствие конструкции предъявляемым к ней требованиям, обнаружение неполноценности творческогорешения, неудобство в эксплуатации и т. п. создают условия для возникновения творческой деятельности на заключительном этапе технического творчества. В плане методического руководства деятельностью учащихся это, несомненно, очень важно, но не должно приводить к недооценке места и роли исполнительской деятельности в целостном процессе творчества. Вполне возможно, что центральный этап творческого процесса может дать глубоко продуманное и детально отработанное решение. Мысленный эксперимент исключит совсем или почти совсем необходимость доработки или переработки принятого решения, и тогда заключительный этап творческого процесса будет целиком исполнительским по характеру. Это подтверждается и тем, что современный конструктор или изобретатель непосредственной деятельности на заключительном этапе, как правило, не осуществляет. Реализуют его творческий замысел работники экспериментальной лаборатории, мастерской и т. п., хотя и здесь нередко требуется творческое вмешательство автора.

Обучение учащихся профтехучилищ навыкам исполнительского труда должно рассматриваться в качестве самостоятельной задачи педагогического руководства техническим творчеством. Подобный подход позволяет расценивать процесс изготовления учащимися технических объектов даже на исполнительском уровне как включение в техническое творчество. Это относится и к первому этапу творческого цикла - формулировке творческой задачи. Задача педагога заключается в управлении внеаудиторной творческой деятельностью учащихся в целом и на отдельных этапах творческого процесса (зарождение идеи-задачи, поиск варианта решения с условием его практической реализации, поиск оптимальных практических условий реализации решения и т. п.), в обеспечении диалектического взаимодействия мышления и знаний ученика, что, в свою очередь, создает необходимую базу для включения его в творческую деятельность.