Смекни!
smekni.com

Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса (стр. 2 из 3)

1.2 Методики организации деловой игры при обучении экономике

Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы[3]:

1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.

2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии – с другой.

3. Участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

4. Группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

4. По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект.

Быченко и Красильников определили следующие этапы в методике организации деловой игры[4]:

1) выбор темы и определение целей игры;

2) разработка сценария деловой игры и списка «действующих» лиц;

3) описание «роли» каждого из участников;

4) подготовка необходимого реквизита: карт наблюдений, секундомера, карточек участников с названием роли, данных о производстве, фирме, партнере и т.д.;

5) распределение ролей между классом и их ознакомление со сценарием игры;

6) корректировка хода деловой игры в процессе ее проведения (ускорение темпа, введение дополнительных условий, контроль за деятельностью наблюдателей);

7) подведение итогов, когда анализируется ход игры, отмечаются все положительные и отрицательные моменты, определяется рейтинг каждого из участников.

Веденина В. выделяет следующие этапы проведения деловых игр [5]:

1. Выбор темы и составления плана игры.

2. Ознакомление с правилами игры, рекомендациями и инструкциями для игроков.

3. Проведение игры.

4. Оценка полученных результатов.

Ещё по одной методике, автором которой является Данилина В.Н.[6] деловая игра проходит следующие этапы:

1. Ознакомление с целями и правилами участия в деловой игре.

2. Самостоятельная работа студентов.

3.Проведение игры.

4.Подведение итогов.

IV. По мнению А.М. Айламазьян и М.М. Лебедева[7] деловая игра проходит всего 3 этапа:

1) Подготовка;

2) Проигрывание;

3) Разбор и анализ игры.

При рассмотрении всех перечисленных выше методик можно отметить, что каждая из них имеет свои отличия и различные способы достижения поставленных целей.

2. Разработка методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе.

2.1 Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса

Критерии отбора методики проведения деловой игры:

1) направлена на достижение образовательных результатов, что способствует четкой формулировке целей и задач, а также закрепление знаний, полученных в рамках лекционной части дисциплины;

2)постановку целей и задач деловой игры, что способствует определению учащимися чёткого плана действий;

3) включает применение приёма обратной связи, что позволяет оценить свои результаты и развить навыки самопрезентации;

4) направлена на приобретение навыков презентации проектов.

Такой подход позволяет сделать учебный процесс более эффективным.

Методика организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса включает в себя следующие этапы:

1. Проектирование образовательных результатов. Разработка результатов обучения (образования) позволяют:

· ученикам видеть, что ожидается от них;

· преподавателям сосредоточиться на будущих достижениях учащихся;

· работодателям получать информацию о компетенциях выпускников.

Для проектирования образовательных результатов применяется ЗУНовый подход, который включает в себя владение понятиями, знания, умения.

2. Вводный этап. Введение основных понятий преподавателем по теме деловой игры.

3. Организационно-подготовительный этап:

· ознакомление с целями и задачами игры;

· формирование групп;

· обеспечение материально-технической базой.

4. Игровой этап. Проведение деловой игры. Учащиеся, разбитые на группы выполняют поставленные задачи. Активизирование участников игры, пробуждение в них творческих сил, сближение друг с другом.

5. Презентация проектов. Требования к презентации поектов:

1) Дать краткий анализ поставленной проблемы.

2) Обосновать выработанные предложения.

3) Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

От каждой группы избирается представитель, который рассказывает о проделанной работе. Задаются вопросы от других групп и наблюдателей.

6. Вопросы на усвоение темы. Закрепление материала (как учащиеся усвоили тему).

В ходе проведения деловой игры школьники могут играть как активную роль (руководителя отдела, директора фирмы, специалиста-консультанта, сотрудника отдела и т.д.), так и пассивную. В этом случае школьник выступает в роли наблюдателя, выполняя контрольно-учетные функции и создавая тем самым информационную базу для последующего анализа в ходе подведения итогов игры. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.Для представления игры необходимо подготовить методическую инструкцию по проведению игры, ролевые инструкции игрокам и необходимый справочный материал. Методическая инструкция по проведению игры включает описание назначения и целей игры, структуры игрового коллектива и функций участников, системы стимулирования, исходных данных, процесса игры (этапы, эпизоды), направлений возможного усовершенствования и усложнения игры.

2.2 Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса

Опираясь на разработанную методику организации деловых игр в первой главе, перейдем к выполнению главной задачи – разработке комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса.

В данной работе в качестве примера будут приведены игры на темы «Семейная экономика» и «Фирма».

Деловая игра по теме «Семейная экономика».

1. Разработка образовательных результатов.

Владеть понятиями: семейный бюджет, доходы, затраты (издержки), налоги, заработная плата.

Знать: источники доходов семьи, направления расходов семьи, виды налогов с граждан.

Уметь: рассчитывать доходы и расходы семьи, составлять финансовый план для осуществления крупной покупки.

2. Рассказ о значимости правильно планировать и организовывать семейный бюджет. Ввести понятия: семейный бюджет, заработная плата, доходы, затраты, налоги. Рассказать какие бывают источники дохода в семье, какие направления расходов и виды налогов.

3. Цели игры:

· обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

· формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов.

Задачи игры:

· рассчитать бюджет семьи на месяц (доходы, затраты, налоги);

· спланировать какую-либо крупную покупку на данный момент или ближайшее время.

Предоставление учащимся, при необходимости, плакатов, маркеров, учебных материалов и консультации преподавателя. Разделение учащихся по группам.

4. Проведение самой игры, в которой учащиеся выполняют поставленные задачи. Каждая группа определяет:

· численность семьи, количество работающих и получающих доход;

· семейный доход (з/п, пенсия, доход от бизнеса, детское пособие, стипендия и т.д.)

· затраты семьи (продукты питания, одежда, бытовая продукция, оплата за коммунальные услуги, налоги, оплата за обучение);

· запланировать какую-либо крупную покупку (стиральная машина, сотовый телефон, шуба и т.д.) в соответствии с бюджетом семьи.

· определить пути нахождения денег для запланированной покупки (кредит, экономия денежных средств, взятие денег в долг и т.д.).

5. Презентация участниками деловой игры проделанной работы. Участники других групп задают вопросы.

6. Опрос учащихся: что такое семейный бюджет, доходы, затраты. Как рассчитывается доход семьи, затраты, какие затраты могут быть

Деловая игра по теме «Фирма».

1. Разработка образовательных результатов.

Владеть понятиями: фирма, предприниматель.

Знать: виды фирм, их преимущества и недостатки.