Смекни!
smekni.com

Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи (стр. 5 из 15)

Интересно также замечание исследователя о том, что каждый ребенок, независимо от применяемого к нему метода обучения, неизбежно проходит через несколько фаз. На первом этапе обучения школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее письмо, тем меньше отличительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки, т.е. тем проще и доступнее перешифровка, и это подтверждено циклографическими наблюдениями. Только, по мере освоения этой перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончик пера любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно уменьшается величина выписываемых букв. Одновременно с этим процессом совершается и освоение письма по линейке. Движение предплечья, ведущего перо вдоль строки, постепенно переводится из компетенции зрительного контроля в область проприоцептивного. Тогда расстановка и направленность строк удаются уже на неразграфленной бумаге. Наконец, труднее всего остального, осуществляется овладение собственно скорописью. При этом осваивается правильное распределение нажимов, Т.о. управление усилиями по третьей координате, перпендикулярной к плоскости бумаги. Настоящая скоропись вырабатывается путем долгой практики, всегда уже по выходе из отрочества.

Очень важным представляется и положение Н.А. Бернштейна о том, что "на основе накапливаемого опыта постепенно вычленяется какая-то часть внешних воздействий, которая может быть в большей или меньшей мере учтена заранее. Это создает возможность предварительных, или прелиминарных коррекций, включаемых в самые начальные моменты данного эпизода движения. В этих случаях на смену применявшимся до этого вторичным коррекциям, вносившим в движение поправки по мере фактического накапливания отклонений" (22).

По-видимому, указания о формировании навыка предварительных коррекций должно выйти в методику обучения письму как осознанная задача, для решения которой нужны целенаправленные педагогические приемы.

Итак, начальный период обучения грамоте должен иметь формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.

Глава 2 Особенности нарушения письменной речи

2.1 Этиология и патогенез нарушений письменной речи

Частичные расстройства процесса чтения и письма называется дислексией и дисграфией.

В логопедии: "частичное нарушение расстройства письма, проявляющееся в стойких ошибках на письме" обусловленных недоразвитием высших психических функций". Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно" ибо факторы вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступления ребенка в школу могут отойти на второй план.

Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возникших одновременно или последовательно.

Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредности, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и Дисграфия возникают при органических речевых расстройствах (15, 20,21). Такие исследователи как Б. Хальгрен, М. Рудинеско, отмечают наследственную предрасположенность к дислексии, когда передается качественная незрелость отдельных мозговых структур участвующих в организации письменной речи. В отечественной литературе распространена концепция Р.Е. Левиной, трактующей нарушения чтения и письма как проявления системного нарушения речи, как отражение недоразвития устной речи во всех се звеньях.

Исследования последних десятилетий доказывает, что нередко одной из причин рассматриваемых нарушений чтения и письма являются трудности становления процесса латорализации (функциональной асимметрии в деятельности парных сенсомоторных органов). Несформированная в срок, а так же перекрестно сложившаяся латералита обнаруживает, что не установилось доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Это может явиться причиной нарушения речевого развития. В случаях задержки процесса латерализации и при различных формах "конфликта доминирования" затруднен корковый контроль за многими видами деятельности. Так, письмо правой рукой у ребенка-левши может страдать из-за снижения аналитико-синтетических способностей подчиненной гемеосферы.

Дислексия и дисграфия могут быть следствием расстройства, имеющего место в обширной области праксиса и гнозиса, обеспечивающих восприятия пространства м времени, ибо важнейший фактор дислексии и дисграфии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а так же в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности (23,24). Н. Гранжен и Ж. Ажурнагерра выражают мнения, что хорошо латерализованый ребенок имеет в своем правшестве или четком левшестве ясные "справочные пункты" тогда как слабо или перекрестие латерализованый теряет опорный пункт, важные для его конструктивных действий. Связь между плохой латерализацией и нарушениями письменной речи имеет опоследованный характер, т.к решающую роль играет не само состояние латералиты, а связанное с ней несформированность пространственных представлений и ориентировок.

Интересно наблюдение М. Куцема и К. Лоная, указавших в качестве одной из причин дислексии на нарушения синтеза слуховых и зрительных возбуждений на уровне коры головного мозга.

Исследования выявляют также у детей с нарушения чтения и письма в значительном проценте случаях несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координации и чувства ритма.

Возможно сочетание дислексии и дисграфии с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, двуязычием в семье, нерегулярностью школьного обучения. Каждый подобный случай требует тщательной диагностики. Ошибки чтения и письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость нарушений показывает, что ни один из патогенетических факторов не является решающим, но каждый имеет значение в совокупности с другими.

Невозможно найти универсального объяснения, применимого ко всем случаям нарушений чтения и письма. Эти нарушения основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности речи, ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма.

Многообразие патогенетических факторов рассматриваемых нарушений позволяют некоторым исследователям, таким как Руденеско, Трела, утверждать, что нет дислексий, есть дислексики.

Такое разнообразие научных толкований природы нарушений чтения и письма говорит о сложности данной проблемы.

2.2 Симптоматика дисграфий (типология и механизм специфических ошибок письма)

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Исследователи применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок - для удобства их систематизации, как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Это позволило выделить три группы специфических ошибок:

ошибки на уровне буквы и слова;

ошибки на уровне слова;

ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Ошибки на уровне буквы и слога.

Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок. Рассмотрим в первую очередь ошибки, отражающие трудности формирования фонематического (звукового) анализа; затем - ошибки фонематического восприятия (дифференциации фонем), а далее - ошибки иной природы.

Ошибки звукового анализа.

Д.Б. Эльконин определял звуковой анализ как действия по установлению последовательности и количества звуков в составе слова. В.К. Орфинская выделяла простые и сложные формы фонематического анализа, среди которых - узнавание звука среди других фонем и вычленения его из олова начальной позиции, а также полный звуковой анализ слов. Простые формы анализа формируются в норме спонтанно - до поступления ребенка в школу, а сложные - уже в процессе обучения грамоте.

Несформированность действия звукового анализа проявляется в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв либо слогов.

Пропуск свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например "снки" - санки, "кичат" - кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье - "дорве", девочка - "девча".

По наблюдениям исследователей, пропуску буквы и слога до некоторой степени соответствуют следующие позиционные условия:

а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: "спа (л) лакать, прилетае (т) только зимой, живу (т) дружно". В последнем случае по нормам орфоэпии произносится - "живуд дружно", т.е. имеют место регрессивные ассимиляции,

б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста (ла), кузнечи (ки), ка (ра) ндаши, хруст (ит) и т.д. Можно предполагать, что дети, сопровождая письмо проговариванием, не согласующимся с темпом письма, сбиваются с замысла, встретив в составе слова повторяющийся звук.