Смекни!
smekni.com

Работа с природным материалом глиной (стр. 2 из 7)

Наблюдения показывают, что после лепки сложных объемных форм животных и зверей ученики уверенно и даже по памяти изображают их на плоскости.

Лепить можно различными способами: раскатыванием, оттягиванием, налепливанием, штамповкой, продавливанием. Методов лепки – два. Первый метод – изучение внешнего строения объекта: определяем упрощенную форму его основной массы – туловища. Затем придаем пальцами глине приблизительную форму туловища и сохраняя ее способом оттягивания, лепим сначала приблизительно, а затем точнее – форму головы, хвоста, конечностей. Во время лепки обращаем внимание на соотношение размеров головы, хвоста, конечностей, туловища. Обучать таким методом лепке сложных форм, безусловно, трудно. Поэтому можно пользоваться другим методом: Он заключается в пропорционaльном делении предназначенной для лепки массы глины на все главные части объекта, который предстоит лепить. От точного определения массы тут зависит многое: экономия материала, точность изготовления. Последовательность лепки вторым методом такая:

1. Изучение внешнего строения избранного для лепки объекта.

2. Определение массы глины для лепки всего объекта и его пропорциональное расчерчивание и разрезание на части.

3. Упрощенная лепка формы туловища, головы, конечностей до доступных детям объемных форм, лепка всех частей.

4. Сборка и выполнение детализации.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс работы с природным материалом глиной является мощным источником всестороннего развития личности ребенка.

1.2 Методика обучения учащихся работам с глиной Изучение раздела «Работа с глиной и пластилином» направлено на развитие умений и навыков работы с пластичными материалами и предусматривает не только непосредственно лепку, но и проведение наблюдений и опытов за свойствами материалов, знакомство с народными промыслами, посещение выставок и т.д.Урок нужно начать с демонстрации разнообразных керамических изделий. Спросить у детей, чем они похожи, в чем их различие. С ответов на эти вопросы легко перейти к теме народных промыслов.Самый распространенный народный промысел по изготовлению посуды – это, конечно, гжель. Рассказать ученикам об истории этого промысла, его особенностях и сегодняшнем дне. Гжель стала широко известной в конце XVII века. Она получила свое название от глагола «жечь», обожженные изделия и называли гжелью.Гжельская посуда имеет свои особенные черты – она украшена многочисленными деталями: фестонами, ручками, забавными фигурками. Но самое примечательное – это гжельская роспись. Гжель называют сине голубым чудом. На белом фоне расцветают синие колокольчики, розы, ромашки, травинки и ягодки. Народные художники изображали самые различные сюжеты – пейзажи, сценки из жизни людей и животных.Но гжельские художники используют и другие традиционные для этого промысла цвета. На белом фоне эмали появляются зеленые кроны деревьев и узоры из трав, теплые желтые оттенки в изображении цветочных орнаментов, сельской и городской архитектуры, используются также и коричневые тона. В XVII–XVIII веках цветовая гамма была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта пятицветная палитра создает своеобразную гжельскую майолику.Мазки гжельской росписи сочные, с четкими линиями, росчерками и штрихами. Краска на кисть берется с одной стороны, а рисуют так, чтобы кисть не поворачивалась, тогда одновременно получаются темные и светлые тона. Затем тонкой кистью мастер прорисовывает мелкие детали. Иногда гжель расписывают и позолотой.Современные мастера гжели бережно хранят традиции и преумножают славу промысла. Мировую известность имеют работы художников Н. Туркина и В. Булыгиной.На уроках технологии второклассники будут работать и с глиной и пластилином. В первом классе они уже познакомились с основным свойством этих материалов – пластичностью, которое позволяет использовать их для лепки. Во втором классе целесообразно изучать состав и свойства глины, сравнивая ее с кварцевым песком.Нужно провести опыт, в ходе которого дети рассмотрят комочек сухой глины и сухой песок, определят их цвет, затем разотрут эти материалы в ладонях и сделают вывод, из чего они состоят: глина – из мельчайших пылинок, песок – из отдельных крупинок. Кроме того, наблюдение покажет, как изменяется пластичность глины и песка при увлажнении, что происходит с ними после высыхания: они становятся темнее, глина превращается в пластичную массу, а крупинки песка только слипаются между собой.Рассказать ученикам, что сухая глина бывает разных цветов: белого, серого, коричневого, красного и даже черного.Сырая глина и песок могут принимать любую форму, так как они обладают пластичностью. Но глина более пластична, чем песок: после сушки глина затвердевает и не меняет обретенной формы, песок же рассыпается на отдельные частички.Темы «Спиральная лепка из жгутов» и «Лепка из целого куска глины» знакомят второклассников с новыми технологиями лепки. Учителю следует подчеркнуть, что способ лепки зависит от конструкции изделия и замысла мастера.Школьники могут осуществлять лепку с опорой на образец или иллюстративный материал, а также на основе собственной памяти и фантазии.Способ спиральной лепки из жгутов был известен еще в каменном веке. Он применялся в Древней Греции, на Кавказе и Средней Азии при изготовлении сосудов больших размеров, используемых для воды и вина. Лепка из целого куска глины также известна с древнейших времен и применяется до сих пор во всем мире.Если на уроках технологии нет возможности использовать глину, ее вполне заменит пластилин, так как основные приемы лепки одинаковы для глины и пластилина.Учитель знакомит школьников с новыми приемами обработки глины, демонстрирует их в замедленном и рабочем темпе. После анализа формы и конструкции изделий, назначения каждой из его частей и особенностей его выполнения учащиеся приступают к практической лепке.Образцы и наглядные изображения изделий не должны слепо копироваться в работах учащихся. Объясняя задание, подчеркните, что каждое изделие должно рационально сочетать форму и декоративное оформление, соответствующие функциональному назначению предмета. Вначале учащиеся работают над строением предмета, затем уточняют его, прорабатывая наиболее значимые детали, в конце – второстепенные элементы и отделку поверхности изделия.Второклассники осваивают простейшие приемы декоративной отделки изделий из глины – рельефную (тиснение, лепные узоры) и роспись.Тиснение осуществляют пальцами и с помощью различных штампиков, пробойников. Лепные украшения (жгуты, шарики, бусины и т.д.) делают пальцами. Расписывают глиняные изделия жидкой глиной (ангобом). Но для начальных классов наиболее доступна роспись гуашью с добавлением клея ПВА.Роспись изделия осуществляется после того, как оно полностью готово. Если работа над изделием продолжается несколько дней, то глину надо опрыскивать водой, покрывать мокрой тканью и заворачивать в целлофановую пленку.Сушка – очень сложный процесс. Сначала изделие сушат под навесом 2–3 суток без сквозняков, а затем обжигают в русской печи, в горнах или на костре. Обжиг должен осуществляться только с помощью учителя и под его контролем.На уроках технологии в начальных классах школьники знакомятся с различными видами декоративно прикладного искусства, народными промыслами и умельцами. При этом расширяется кругозор учащихся, они учатся распознавать и понимать национальные особенности декоративно прикладных изделий, их связь с обычаями, традициями, природой и характером народов России. Научите детей воспринимать стиль изделий, выделять особенности того или иного народного промысла. Из ваших бесед, экскурсий в музеи и на выставки, просмотра наглядных пособий школьники узнают, что особенностью декоративно прикладного искусства является соединение утилитарной и эстетической сторон – пользы и красоты, удобства формы и неповторимости образа.Второклассникам предлагается придумать и вылепить свой вариант декоративной посуды. Создавая сосуд, дети должны подумать о его общей форме, декоративных деталях, выбрать наиболее рациональный способ лепки.Оценивая работы учащихся, нужно обратить внимание на их оригинальность, соответствие образу, чувство меры в декоративной отделке и ее соответствие форме и назначению изделия, а также степень самостоятельности при выполнении изделия.

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения при работе с глиной, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности.

Учащиеся на уроках труда по работе с глиной должны получить знания, овладеть навыками, умениями для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.

Главные требования к уроку технологии:

1) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;

2) правильный подбор учебного материала для урока в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы урока, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы на уроке очень важен подбор объектов труда;

3) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;

4) организационная четкость урока: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.;

5) достижение целей урока, усвоение учебного материала всеми

Уроки труда по работе с глиной ориентированы на практику, поэтому тип урока комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный урок создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ.