Смекни!
smekni.com

Развивающая учеба как средство активизации познавательных интересов учеников (стр. 2 из 5)

Умение читать художественную литературу, воспринимать искусство, расценивается как важно средство гармоничного развития человека, обогащения ее духовного мира.

Например, урок зарубежной литературы в 7 классе.

В первую очередь нужно сформировать тему на основании действующей программы, но можно адаптировать ее для детей, то есть сформулировать цитатой, проблемным вопросом, афоризмом, и тому подобное. В дужках расшифровать о чем будет идти речь на уроке. Например „А он волнующий просит бури.”, „Говорив к воле и тоска за гармонией в поэзиях Лермонтова „Парусник”, „Тучи”.

В 7 классе нужно предоставлять преимущество таким темам, которые побуждают учеников к самостоятельному исследованию, общему поиску истины, проникновения в глубины художественного произведения.

Интересно сформулирована тема - одна из составляющих урока.

Незаурядное значение имеет и эпиграф, который должен стать своеобразным ключом к художественному произведению. Ученики объясняют, как они понимают эпиграф, толкуют его, добирают свои эпиграфы к уроку.

Начинать урок с организации не обязательно. Более важнее подготовить учеников внутренне - из эмоционального слова учителя, проблемного вопроса, выразительного чтения, инсценировки. Уроки литературы - особенные уроки, которые пробуждают душу, воображение, вдохновение. Потому и начинать их след как-то особенно.

Актуализацией опорных знаний, умений и навыков можно провести по-разному: беседа за вопросами, разгадывание кроссвордов, литературные игры, викторины и тому подобное.

Главное, чтобы ученики показывали свое понимание материалу, применяли самостоятельно приобретенные знания и умения при анализе текстов. Один из важнейших этапов урока - формирование новых знаний и способов действия. В настоящее время предоставляют преимущество проблемно поисковому и творческому методам.

Можно предложить ученикам объединиться в творческие группы - „биографов”, „искусствоведов”, „литераторов” и т.д.

Группы изменяются, задание то же. Главная цель - приучить самостоятельно работать с книгой, находить нужную информацию, готовить исторические комментарии к литературным произведениям и тому подобное. Поэтому ученики становятся соавторами урока.

В 7 классе основная часть учебного времени на уроке должна принадлежать детям: они выразительно читают, овладевают элементы анализа текста, то есть готовятся к целостному анализу в старших классах.

Следующим этапом урока является применение приобретенных знаний, умений, навыков учеников. На этом этапе урока можно использовать итоговую беседу, проблемный вопрос, разнообразные творческие задания, работу с произведениями искусства, сопоставление произведений зарубежной литературы и украинской литературы и тому подобное. А в завершение урока - домашнее задание, которое может опередить.

В 7 классе нужно больше давать заданий поискового и творческого характера. Читать тексты желательно в полном объеме, ведь литературное произведение - это полифоническая система, и изучать его в отрывках - невозможно.

3. Роль проблемно-поискового метода в организации исследовательской деятельности учеников

Развить интерес к чтению можно лишь при одном условии - каждый урок зарубежной литературы должен быть интересным. Нужно, чтобы ученики думали и искали.

Одним из путей решения этой проблемы есть проблемно поисковый метод, или организация самостоятельной исследовательской работы. Эта проблема прошла длинный путь испытаний в педагогике.

Не первый ли ее нарушил древнегреческий философ Сократ. Его „Исследуйте” определило последующие подходы к изучению сути явлений прошлого и современного. На грани 50-60 годов ХІХ века идею исследовательской деятельности поддержал врач и педагог М.И.Пирогов. эту деятельность школьников в процессе познания он противопоставлял официальной учебе, которую называл еще „классно-переводним”.

К.Д.Ушинский неоднократно повторял: „. учеба должна всегда способствовать деятельности, адекватной силам ребенка, и помогать ей только там, где нужно, постепенно ослабляя поддержку с возрастом ребенка”. Такое же мнение выразила и С.Русова, которая отмечала, что не стоит учителю в своих изложениях вычерпывать тему: следует детям самим к ее окончательному пониманию.

Идею исследовательской деятельности пылко поддерживал известный ученый-методист второй половины ХІХ века В.Я. Стомянин. Его методика была направлена на критический анализ произведения, предусматривала свободную его трактовку, способствовала формированию творческого читателя.

В 30-40-х годах ХХ века эту проблему рассматривали М.М.Соколова, М.О.Рибникова, В.В.Голубков и другие.

Вопрос проблемно поискового подхода к изучению литературы и в настоящее время интересует ученых, учителей, методистов.

Д.С.Лихачов на вопрос: „ Все ли вам понятно в „Слове”?” - ответил: „Конечно, нет. Вообще, в литературном произведении не может быть все понятным. Если это случается, то произведение теряет свою таинственность”.

Такой ответ ученого свидетельствует о том, что исследовательский метод познания - главный.

И задание каждого учителя заключается в том, чтобы пробудить у учеников дух поиска, создать на уроке благоприятные для этого условия. А это возможно лишь благодаря серьезному анализу, исследованию произведения, когда ученики становятся открывателями.

Без исследовательской работы невозможно провести нестандартные уроки, которые так нравятся ученикам. Ведь именно на таких уроках появляется возможность каждому на определенное время стать „ученым-испытателем”, утверждать себя как личность. Именно пошуковцями ученики становятся на таких уроках, как внеклассное чтение за сказкой Ш.Перро „Золушка”. Они должны возможность быть и модельерами, предлагая собственную модель платья для героини и философами, рассуждая, почему эту сказку и до сих пор любят и взрослые и деть.

Наибольшая познавательная активность оказывается тогда, когда ученик сам находит проблему, формулирует вопрос к ней и сам ищет ответа на них. Такие вопросы возникают, например, во время обсуждения мотивов и поступков героя.

- Печорин не любит Мэре, почему же он добивается ее любви?

- Раскольников отдает последние копейки Мармеладовым, но убивает старуху. Добрый он или слей?

Среди видов школьного исследования можно отделить такие:

Биографический (сбор интересных и неизвестных фактов из биографии писателя. Например, 5 класс, Дж. Киплинг - материалы о Нобелевской премии, о простреленной книге из Франции, 6 класс - Легенды об Эзопе.)

Художественный (выразительное чтение с четко выраженным над заданием - целью задания, инсценировки произведения, созданием сценариев на основе литературного произведения).

Читательский (накопление наблюдений над текстом, анализ читательских впечатлений других учеников)

Краеведческий (ознакомление с памятными местами. Например, „Зарубежные писатели и Украина”)

Исторический (анализ исторических событий и их отображение в литературном произведении. Например „Троя - реальность или выдумка?”)

Искусствоведческий (анализ произведений изобразительного, музыкального, театрального искусства в связи с литературой. Например, „Художественная литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства”)

Интересным является то, что проблемно поисковый метод дает возможность учитывать индивидуальные особенности ученика, содействует его художественному развитию, ведь мы следуем к профилированию учебы.

Склонность к размышлениям, наблюдениям, анализу явлений жизни и искусства присущие старшим подросткам. Целиком очевидно, что сравнительно с шести-семикласниками, методы и приемы учебной деятельности должны осложняться. Они призваны создать в классе поля творческого поиска, включить ученика в диалог, чтобы он почувствовал себя равноправным его участником, сотворцом на уроке.

4. Защита собственных проектов

Такие возможности обеспечивает метод „Защита собственных проектов”. Он направлен на активизацию умственных способностей ученика, формирования у него критического мышления, постижения в первую очередь себя как личности. Эффективность применения метода зависит от многих факторов: меры овладения классом текста литературного произведения, общего уровня его подготовки, отношения к творческим заданиям, психологическому климату, мастерству учителя, его умения четко сформулировать вопрос, дать исчерпывающую инструкцию. Данный метод может быть долгосрочным, когда ученики на протяжении недели, месяца выполняют самостоятельно задание дома, а затем защищают собственную работу на уроке. А можно применять метод на уроке в течение 20-30 минут лучше использовать этот метод на этапе закрепления знаний, умений и навыков, когда текст прочитан, проанализировано. Названия всех проектов (5-6, в зависимости от количества учеников в классе) записываются на доске. Учитель характеризует каждый из них, коротко объясняет задание. Оно обстоятельно сформулировано в инструкциях, которые находятся здесь же.

Проекты могут быть такими:

- „Я - лингвист” (работа со словарем, раскрыть содержание слов);

- „Я - художник” (сделать иллюстрации к цитате, цветные ассоциации);

- „Я - скульптор” (сделать скульптурные фигурки вещей-символов);

- „Я - переводчик” (отрывок произведения перевести на другой язык).

Ученики избирают один из них и занимают место в соответствующих группах. Кто-то будет генератором идей, другие станут исполнителями. Учитель помогает, объясняет, контролирует ситуацию. Учитывая задание профилированию школы, специфику изучения зарубежной литературы в классах разных профилей „Защита собственных проектов” как метод универсален. Учитель добирает задание в соответствии с профилем класса. Да, проводя урок за темой „Импрессионизм. Поль Верлен” в 10 классе художественно-эстетического профиля, можно предложить проекты: „Я - дизайнер” „Я - модельер” „Я - музыкант”.