Смекни!
smekni.com

Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию (стр. 6 из 10)

Таким образом, выделение главного способствует большему осмыслению темы, целеустремленности в рисовании, обогащению, дисциплинированности детской, подчас беспочвенной, фантазии, совершенствованию композиции рисунка.

Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод: в старшем дошкольном возрасте более отчетливо выступают этапы в возникновении и развитии у детей художественных образов. Творческий рисунок строится ребенком уже в соответствии с замыслом. Появляется активное отношение к изображаемому, активизируются и поиски выразительных средств для его передачи.

У детей 5-6 лет наблюдается уже сознательность в использовании разнообразных средств выразительности: использование цвета, формы, построения рисунка как выразительного средства для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Дети старшего возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений.

2. ОПЫТНО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ

2.1. Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием

Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях.

По данной теме изучен опыт работы О. Сухининой, воспитателя детского сада №1667 ГУВД г. Москва.

Дошкольное учреждение всерьез рассматривает вопрос развития творческих способностей детей. Особое место, занимает изобразительная деятельность, большое значение играет обучение сюжетному рисованию. В процессе обучения сюжетному рисованию педагоги работают над развитием выразительности детских рисунков. В целях выразительности дети используют разнообразные средства, такие как цвет, форма, линия, так же учат детей наиболее эффективно использовать эти средства. Но все это лишь техническая сторона, хотя и не маловажная. О. Сухинина [24] считает, что главное все же это обогащение детского опыта новыми знаниями и впечатлениями. Ведь творчество проявляется в полной мере только тогда, когда душа ребенка полна впечатлений и эмоций.

Главная задача руководителя ИЗО и воспитателей ДОУ определить пути и средства обогащения сознания детей новыми интересными впечатлениями.

Педагоги ДОУ №1667 г. Москвы, на начальном этапе проводили занятия для обогащения сенсорного опыта детей: давали детям возможность увидеть красоту не только в произведениях искусства, но и в природе. Часто причудливо растущее дерево получало название «Змей Горыныч» или «Чудо-юдо», а пенек, покрытый сверху мхом, называли «Старичком-лесовичком».

Поддерживая интерес детей к наблюдениям, Сухинина помогает детям в простых и привычных предметах, явлениях, сюжетах видеть красивое.

Природа многое дает для развития изобразительной деятельности, но в ДОУ №1667 используются и другие факторы, влияющие на сознание и эмоциональное состояние детей: дети часто посещают цирк, кинотеатр, театр кукол, это в какой-то степени помогает детям решать вопросы композиции рисунка, так как во время рисования они вспоминали, где, какие персонажи стали в той или иной ситуации.

Качества творчества рисунка оценивается не только по «правильности» изображения, но и по выразительности образа, его художественности.

В своем анализе детских рисунков О. Сухинина [24] делает акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста. В центре внимание педагогов ДОУ №1667 при формировании детского творчества стоит воспитание образного видения предметов, явлений «во всей их жизненной наполненнсти». Процесс создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей проявляется не только в сочинении сказочных сюжетов. Они проявляются, прежде всего, в усилии, подчеркивания определенных сторон образа, в заостренной цветовой или ритмической характеристике мира и т.д. В детских рисунках мы встречаемся подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава – это форма выражения вымысла, творческой фантазии ребенка.

Так же по данной проблеме был изучен опыт работы руководителя по изобразительной деятельности Г. С. Романюк МДОУ ЦРР №59 г. Белгород.

Г. С Романюк уделяла большое внимание в своей работе сюжетному рисованию. Так же ее интересовал вопрос о развитие выразительности детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы Г. С. Романюк – использование всех компонентов выразительности (цвет, форма, композиция) в создании творческого рисунка по теме сказок.

В своей работе педагог использовала богатый иллюстративный материал, не ограничиваясь иллюстрациями одного художника, так как это могло привести к копированию, хотя бы в композиции.

Показ сказки в кукольном театре в какой-то степени помог детям решить вопрос композиции рисунка.

В своем опыте работы Романюк доказывает, что огромное влияние оказывают на рисунок ребенка и другие виды деятельности такие как: лепка и аппликация. В аппликации дети размещают на бумаге вырезанные части фигур, стараясь найти нужную позу, ищут наиболее выразительную композицию. Лепка же, особенно с последующей росписью, помогает ребенку в рисунке дать образ того или иного предмета выразительнее.

В конце проделанной работы Г. С. Романюк делает вывод, что в рисунках детей несомненно видно влияние всех проводимых ранее наблюдений.

Из своих рисунков дети составляли книгу. Просмотрев ее, стало заметно, что благодаря рисованию на темы волшебных сказок у детей появляются все большее желание рисовать.

Проанализировав опыт работы воспитателя О. Сухининой ДОУ №1667 г. Москва и руководителя по изобразительной деятельности Г. С. Романюк ДОУ №59 г. Белгород, можно сделать вывод, что для развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию требуются определенные педагогические условия:

- организация предметно-пространственной среды, целенаправленный подбор произведений искусства;

- использование педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунке дошкольников; обсуждение и анализ рисунков; организация выставки работ детей; рассказ воспитателя о художниках, рассматривание иллюстраций в книгах;

- сочетание фронтальных занятий и индивидуальной работы;

- планирование работы по изобразительной деятельности с учетом взаимосвязи между предметным и сюжетным рисованием.

Таким образом, из приведенного нами анализа опытов работ дошкольных образовательных учреждений видно, что практические работники соблюдают все педагогические требования и условия к подготовке и проведению занятий.

Педагоги стремятся развивать у детей способность передавать художественный образ, используя все средства выразительности, такие как цвет, форму, композицию, что является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

2.2. Экспериментальная работа по развитию выразительности старших дошкольников

Изучив теоретические вопросы развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию старшего дошкольного возраста, мы перешли к опытно-экспериментальной работе.

Цель нашей работы – выявление наиболее эффективных средств развития выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию.

Для решения данной проблемы, была разработана опытно-экспериментальная программа. В нее вошли 3 этапа работы:

1. Подготовительный

2. Основной

3. Заключительный

На подготовительном этапе продумана взаимосвязь всех занятий по ознакомлению с окружающим и изобразительной деятельностью.

Был подобран наглядный материал:

- репродукции картин знаменитых художников: Васнецов: «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка»; Рерих «Заморские гости»; Врубель «Царевна-Лебедь»;

- книжные иллюстрации.

Так как при восприятии искусства развивается наблюдательность, воображение, то есть качества личности ребенка, которые обуславливают формирование творчества. В процессе восприятия картины развивается память, а это помогает устанавливать ассоциации между восприятием действительности и искусства, между ранее воспринятым и настоящим.

Также проведены диагностические методики на изучение средств выразительности рисунков детей 5-6-летнего возраста, исследование умение использовать нужный цвет, умение составлять композицию сюжета.

Методика №1

(Н.А. Курочкина 2001)

Цель: исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет.

Материал: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.

Инструкция: раскрась эти фрукты и овощи в нужный цвет.

Характеристика уровней:

В.У. - принимает инструкцию взрослого, быстро приступать к работе. Раскрашивает все предметы, используя разнообразные цвета и оттенки.

С.У. - приступает к работе не сразу, долго задумываться над применением цвета, использует незначительное количество цветов.

Н.У. – нуждается в повторе указаний, действует с помощью взрослого, использует цвета не характерные данному предмету.

Методика №2 (А.Э. Симановский 1996)

Тест: «Неоконченный рисунок».

Цель: исследование фантазии, образного мышления.