Смекни!
smekni.com

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (стр. 9 из 12)

При предъявлении на выбор трех типов взаимодействия игры с дидактическими игрушками, чтение и обсуждение книг, беседы на личностные темы со взрослыми Андрей И., Саша П., Сережа О., Оля С. в первые моменты обратили внимание на игры, но затем подошли к книгам, но в итоге предпочли совместную деятельность со взрослым. Чтение и обсуждение книг выбрали сразу двое детей. Никита К., Максим К., Маша П. детей сомневались, чем бы им заняться, им было предложено поочередная деятельность. Даша И., Ксюша В., Ира К. сразу обратили внимание на игрушки, проигнорировав два остальных задания: они выбрали игровую деятельность со взрослым.

Таким образом, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи немного снижена потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Обращение к взрослому как к партнеру по деятельности отмечалось редко. Невелико было количество контактов, обусловленных познавательным отношением к объектам деятельности относительно редко наблюдались личностные контакты со взрослым. Предпочтительным видом коммуникации являлось совместное чтение и обсуждение книг.

У детей отмечалась содержательная бедность, структурная неполнота используемой речевой продукции. Преобладавшее число контактов детей носило ситуативный характер. Выявился средний уровень личностной активности. Во время эксперимента дети использовали коммуникативные трудности. Несформированность мотивационного компонента общения определила низкий уровень развития речевых средств: снижение речевой активности, низкий уровень переработки словесной информации, ситуативность речи и других особенностей коммуникативных умений, малоразговорчивость, малоинициативность, снижение активности общения.

Из проведенного нами исследования можно сделать вывод, что речь дошкольника с ОНР носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными предложениями

Таким образом, анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость проведения целенаправленной работы по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР. Наиболее эффективным, по нашему мнению, является использование в данной работе игр-драматизаций.

2.3 Развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи посредством игр-драматизаций

Анализ результатов исследования уровня развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи предопределил необходимость проведения формирующего этапа исследования

Отмеченные выше психолого-педагогические особенности дошкольного возраста мы учитывали на формирующем этапе нашей работы при составлении программы работы по развитию диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с использованием игр – драматизаций, которая включает в себя литературный материал, работу над интонационной выразительностью речи, мимикой, движением, позой, подбор словесных и пальчиковых игр, а также использование всех видов театра в совместной и самостоятельной деятельности.

Опираясь на работы Антипиной А.Е., Артемовой Л.В., Вакуленко Ю.А., Тумановой Т.В., Филичевой Т.Б. нами был разработан цикл мероприятий, направленных на развитие диалогической речи детей с ОНР. В период с октября 2009 г. по апрель 2010 г. в течение всей недели, мы вместе с детьми готовились к театральной пятнице: разучивали роли, готовили костюмы, декорации. Данная работа проводилась фронтально, подгруппами и индивидуально как на занятиях, так и в свободное время. Театральная пятница проводилась в виде мероприятия в течении 30 – 40 минут. За данный период было проведено 28 театральных пятниц.

Таблица 3. План мероприятий направленный на развитие диалогической речи у детей шестого года жизни с ОНР

Месяц Неделя Игра-драматизация
Октябрь 1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя 1. Инсценирование русской народной сказки «Кот, петух и лиса»2. Праздник красок3. Осенний праздник4. Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»
Ноябрь 1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя 1. «Как у наших у ворот»2. Театрализованное представление «Оранжевая сказка»3. Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»4. Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»
Декабрь 1 неделя3 неделя3 неделя4 неделя 1. «Кисонька-мурысонька»2. Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству)3. Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»4. Новогодний праздник
Январь 1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя 1. Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»2. Инсценировка сказки «Жадина»3. Инсценировка сказки «У телефона»4. Праздник вежливости
Февраль 1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя 1. Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки)2. Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»3. Спортивный праздник, посвященный 23 февраля4. Инсценировка сказки «Поросята»
Март 1 неделя2 неделя3 неделя4 неделя 1. Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»2. «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)3. Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской)4. Инсценировка сказки «Лесные новости»
Апрель 1 неделя2 неделя3 Неделя4 неделя 1. «Привяжу я козлика к белой березке»2. Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»3. Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха»4. Инсценировка сказки «Где солнышко?»

Начиная работу, свою цель мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для развития диалогической речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, воспитывать у них устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, культуру речевого общения и поведения; поддерживать желание играть с театральными куклами разных систем, содействовать возникновению у детей активного отношения к жизни в целом. При этом мы учитывали то, что через театрально-игровую деятельность дети осваивают основные творческие позиции: во-первых, это позиция автора, во-вторых, позиция исполнителя (актера), в-третьих, слушателя (зрителя).

Для достижения этой цели мы ставили перед собой комплекс задач:

- поддерживать у детей живой интерес к игре-драматизации, желание участвовать в действии и использовать для этого все окружающее пространство;

- стимулировать эмоциональное восприятие детьми игр-драматизаций;

- развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление, внимание;

- воспитывать коммуникативные качества, партнерские отношения; побуждать детей к активному общению;

- развивать навыки диалогической и монологической речи, учить детей эмоционально проговаривать фразы;

- пополнять словарь лексикой, отражающей язык чувств и эмоциональное состояние человека;

- развивать умение отождествлять себя с театральным персонажем;

- учить сочетать речь и движения;

- учить находить средства передачи образа в движениях, мимике, жестах, интонациях, развивать эмоциональную память;

- формировать у детей представление об элементарных нравственно-этических нормах;

- развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

- привлекать родителей к активному участию в играх-инсценировках;

- привлекать детей к режиссерской работе.

Все обучение проводилось поэтапно: от знакомства с литературным произведением через работу над ролью (техникой речи, интонацией, позой, жестом) до показа стендового театра и постановки произведения. На наш взгляд, важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, поскольку именно в процессе работы над образом, ролью, во взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Кроме того, предусмотрена работа по изготовлению атрибутов, декораций, элементов костюмов. В группе созданы условия по театрально-игровой деятельности. Руками детей, воспитателей и родителей изготовлены необходимые куклы и декорации к спектаклям.

Особая роль отводится играм-драматизациям, ведь именно в них особенно ярко проявляется детское творчество. В этом виде деятельности оно направлено на создание игровой ситуации, на более точное и эмоциональное воплощение взятой на себя роли, на умение ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами и переживаниями.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи мы использовали специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем – четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи мы вводили упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.