Смекни!
smekni.com

Развитие музыкальных способностей (стр. 2 из 2)

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (му­зыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные на­выки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, созна­тельного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упраж­нения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

Упражнения без музыки помогают принимать правильное исход­ное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают по­движность суставов, формируют навыки построения и перестроения.

Группы упражнений без музыки:

1. Упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать, изменять степень напряже­ния мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упраж­нения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возмож­ный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечно­стей, учат сознательно переносить тяжесть тела вперед (назад) перед началом ходьбы, бега.

2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижно­сти суставов:

на развитие мышц шеи;

на развитие мышц плеча;

на развитие кистей рук;

на развитие мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические не­достатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направле­ние и форму движений.

Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиперактивностью, замкнуто­стью и т. д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психического развития, другими нервно-психическими расстройствами, так и практически здоровым детям.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение на­выков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого педагогом материала по психогимна­стике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, поэтому педагогу очень важно уметь продемон­стрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных дви­жений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и ка­чественнее проявить себя в танцах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики. музыкального развития.

Программа конкретно определяет, как педагог должен форми­ровать эстетическое отношение детей к музыке.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, разви­вать правильное ее восприятие, формировать чувства и представ­ления детей, стимулировать их нравственно-эстетические пере­живания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнооб­разными произведениями и сведениями о них.

3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах,

4. Формировать певческие голоса детей, добиваться вырази­тельного пения, образности и ритмичности движений, их коорди­нации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мело­дический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной дея­тельности (инсценировки песен, импровизации несложных попе­вок, движений, комбинирование элементов танцев).

6. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.

Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2-3 лет.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение», 2006

2. Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» М., «Просвещение», 1981

3. Л. Н. Комиссарова «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М., «Просвещение», 1986