Смекни!
smekni.com

Развитие пространственных представлений на занятиях конструированием у старших дошкольников (стр. 2 из 16)

2. Исследовать традиционные виды и формы и современные взгляды на формирование пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждениях.

3. Определить наиболее эффективные и целесообразные формы приобщения старших дошкольников к средствам архитектурного проектирования в образовательных учреждениях.

4. Разработать методику обучения и воспитания старших дошкольников средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждениях.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования в условиях образовательных учреждений будет более эффективным, если:

- содержание, организация и методика образовательной деятельности учреждения будут направлены на формирование пространственно-образных представлений у старших дошкольников средствами архитектурного проектирования социально значимого во всех сферах бытия;

- включение старших дошкольников в процесс формирования пространственно-образных представлений средствами архитектурного проектирования предусматривает ряд приемов педагогического мастерства у специалистов образовательных учреждений;

- в открытом образовательном учреждении будут созданы психолого-педагогические условия для осуществления процесса формирования пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования;

- образовательное учреждение станет открытой социально-педагогической системой, что позволит использовать в воспитательно-образовательном процессе потенциал внешних воздействий на личность старших дошкольников;

- модель формирования пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования будет ориентирована на будущую профессиональную деятельность, и отвечать современным требованиям.

Методологическую основу составили идеи, теории и концепции по формированию пространственно-образных представлений, позволившие обосновать стратегию приобщения старших дошкольников к средствам архитектурного проектирования в образовательных учреждениях, работы по искусствознанию и культурологии (Э.А. Баллер, Д.С. Лихачев, М.С. Каган и др.).

Психолого-педагогический аспект опирается на общую теорию деятельности Н.А. Ветлугиной, Л.П. Робустовой, Л.В. Орловой, Е.И. Корнеевой и др.

Основные методы исследования:

1) изучение философской, психолого-педагогической, специальной литературы по исследуемой проблеме;

2) анализ программ для образовательно-воспитательных учреждений; целенаправленное педагогическое наблюдение и эксперимент; анализ творческих работ старших дошкольников;

3) математические методы обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые теоретически обоснована и экспериментально доказана целесообразность и возможность формирования пространственно-образных представлений у старших дошкольников в процессе приобщения их к средствам архитектурного проектирования, а также их творческого развития в результате освоения конструктивных навыков и умений.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что процесс формирования пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования в образовательных учреждениях на основе сравнения научного и учебно-методического материала по искомой проблеме позволил выявить как общие (российские корни основного содержания архитектурного проектирования), так и его особенные (локальное своеобразие понятий, текстовые характеристики зарубежных произведений, графические элементы в содержании учебно-методических пособий и т. д.) тенденции. Уточнена сущность понятия «архитектурное проектирование» и его составляющих, обуславливающих процесс формирования пространственно-образного мышления старших дошкольников.

Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в широкой практике работы учреждений разного типа в системе общего и художественного дополнительного образования. Предложенный подход к обучению и воспитанию старших дошкольников средствами архитектурного проектирования может использоваться при создании региональных программ, учебных пособий для подрастающей молодежи в образовательно-воспитательных профильных учреждениях. Разработана программа и методика формирования пространственно-образного мышления у старших дошкольников средствами архитектурного проектирования на основе комплексного подхода к обучению и воспитанию, интеграции предметов общенаучного, гуманитарного и эстетического циклов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности обучающейся молодежи.

Результаты исследования, методические рекомендации по приобщению

старших дошкольников к архитектурному проектированию могут использоваться преподавателями ВУЗов и педагогических колледжей при разработке содержания курса теории и методики «Архитектурное проектирование», специальных семинаров, факультативов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективность процесса формирования пространственно-образного мышления на основе архитектурного проектирования в образовательно-воспитательных учреждениях обусловливается активизацией эмоционально-чувственной сферы старших дошкольников, их когнитивного и художественно-творческого развития; интеграцией видов деятельности, имеющих гуманитарно-эстетическую направленность; комплексным взаимодействием видов детской и педагогической деятельности.

2. Основы архитектурного проектирования обладают педагогическими возможностями познавательного и творческого развития старших дошкольников, и является эффективным средством формирования пространственно-образных представлений.

3. Модель формирования пространственно-образных представлений старших дошкольников средствами архитектурного проектирования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования следует из общей логики исследования, методологической, теоретической и практической аргументации его основных положений, адекватных предмету, целям и задачам исследования, соблюдением требований технологии педагогического исследования, репрезентативностью выборки исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава I. Теоретические основы формирования пространственно-образного мышления старших дошкольников средствами архитектурного проектирования

1.1 Теория пространственных представлений в социально-историческом контексте

Как утверждал А.Р. Лурия[1], существенной особенностью пространственного восприятия человека является то, что оно всегда представляется несимметричным, проявляющим отчетливую латерализацию. Он писал о том, что человек различает в "воздействующем" пространстве правую и левую сторону, переднюю и заднюю части, при этом, А.Р. Лурия отмечал, что "индивидуально эти геометрические координаты не являются равноценными". В.Л. Деглин[2] считал, что перцептивное пространство, в отличии от эвклидова, анизотропно, и содержит выделенные области: верх, низ, правое, левое, ближнее, дальнее, вместе с тем, разные области пространства имеют разные эмоциональные и ценностные характеристики. В частности, анализируя рисунки больных с гипертонусом правого или левого полушарий, он утверждал, что обнаруженное в рисунках больных "различное эмоциональное отношение к дальнему и ближнему пространствам взаимосвязано с различной геометрией перцептивного пространства".

В восприятии пространства выделяют несколько аспектов: восприятие трехмерности объекта (объема); восприятие взаимного положения объектов в сагиттальном плане - т.е. сравнительную локализацию объектов в глубину; восприятие расстояния до объектов в сагиттальном плане - т.е. абсолютную локализацию объектов в пространстве[3].

Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали.

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга. Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.