Смекни!
smekni.com

Развитие творческого мышления дошкольников (стр. 6 из 7)

Для ребенка нет изолированных от жизни явлений искусства. Каждый момент жизни, каждое собственное творческое действие для него могут стать художественно и эстетически оформленными. Поэтому-то с усилением созерцательности происходит в ребенке и обострение той деятельности, того отношения к вещам, которое мы называем эстетическим. Поэтому-то и все творчество ребенка приобретает по преимуществу характер художественный, становится искусством в подлинном смысле. Таким образом в своем художественном творчестве дети не знают различия между искусством и жизнью, воспринимаемой и переживаемой через художественную форму, между искусством «чистым» и «прикладным», «производственным». Всякий акт жизни для детей целостен и неделим. Во всяком акте жизни художественная форма для ребенка занимает свое настоящее, свое должное место. [Бакушинский, 2006: 11–15]

Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса.

Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей.

Чем и как рисовать? В распоряжении детей всегда богатый выбор изобразительного материала: гуашь, акварель, карандаши, уголь, восковые мелки, кисти различных размеров, тычки большие и маленькие, зубные щетки, поролоновые штампики. Задача педагога – показать возможность каждого из перечисленных изобразительных материалов и научить детей ими пользоваться. Но это еще не все. Даже имея навыки работы со всеми этими разнообразными материалами, дети могут растеряться в выборе нужного в данный момент. Поэтому важно постоянно учить детей ориентироваться в обстановке. Творчество проявляется именно тогда, когда ребенок ищет самостоятельно пути изображения придуманного образа или явления. Решает сам как затонировать бумагу, какую взять кисть, чем лучше изображать круглые предметы, элементы узора (ягодки, кружочки, точки): тычком или кистью. Какими деталями дополнить основной сюжет или главную фигуру для большей выразительности. Именно в этот момент возникает необходимость обратиться к коллажированию своего произведения.

Не сразу ребенок достигает нужного результата в решении этих задач, но если этот творческий процесс поиска возможен и осуществляется постоянно, то в конечном итоге успех обеспечен. Задача педагога – вовремя помочь, натолкнуть на нужную мысль, предложить подумать, попробовать разные варианты и выбрать лучший, не давая прямых рекомендаций.

Второй путь в творческом процессе – обратный. Наталкиваясь на изобразительный материал, ребенок сразу обращается к своему опыту. Подсознательно или специально перебирает он в памяти те предметы, образы, сюжеты, которые когда-то рисовал мелками или кистью. Цвет, в свою очередь наталкивает его на изображение чего-либо: букета цветов, нежно голубого неба или желтого солнца. Цветные карандаши, лежащие рядом, напоминают радугу – и вот появляется яркая дуга (также это могут быть кусочки разноцветной бумаги, ткани), а под ней река, мостик, дома, деревья и т.д. (они могут быть нарисованы или вырезаны из открыток, старых книг и любого другого материала). Поролоновый штампик привлекает детей своей мягкостью и способностью изображать пушистые комочки – так появляются цыплята в траве одуванчики крона на деревьях. С помощью щетинной кисти можно изобразить иней на веточках зимнего дерева, нарисовать пушистого котенка. Тычки в результате прикосновения к бумаге оставляют четко очерченный круглый след. В данном случае педагог должен вовремя подхватить возникшую идею и помочь развитию от одной детали до глубокого содержания. Детская фантазия не имеет границ. Но мы должны постоянно будоражить ее, не давая заснуть. С этой целью я использую игры и упражнения: «Перевертыши», «Загадки-отгадки», «Что бы это значило?», «На что это похоже?», «Что из этого можно нарисовать?». Рассматривание формы облаков, очертания луж и т.д. – эти занятия постоянно сопровождаются бурей восторга и удивления. А в творческом процессе это самое важное состояние души – миг удивительных открытий.

Есть еще один прием ТРИЗ-овского характера – монотипия. В основе ее лежит симметрия. Если накапать кляксы на лист бумаги и сложить ее вдвое, то можно получить совершенно неожиданные отпечатки симметричных фигур – бабочки, цветы, елочки, человек и т.д. Интересен прием рисования потеками. Когда на мокрый лист бумаги наносятся мазки краскам и разного цвета. Поднимая лист вертикально и поворачивая его вокруг своей оси, можно наблюдать, как цветные ручейки, обгоняя друг друга, устремляются вниз, меняют направление при повороте листа, создают тем самым неповторимый узор в самых различных сочетаниях цвета и линии. Такой прием закрашенного листа бумаги может послужить хорошим фоном для создания на нем коллажа.

Пожалуй, самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник. Особое удовольствие у детей вызывает пальчиковая живопись, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д. Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы. Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку.

Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. Избранный мною путь – создание коллажей имеет большое значение для гармоничного развития. Он способствует развитию у него творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей. [Одинцова: Эл. ресурс].

2.3 Организация педагогической работы по плоскостному моделированию

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. По характеру того, что и как ребенок изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения и мышления. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира.

Формирование творческого человека, стремящегося познать и преобразовать окружающий мир, невозможно без целенаправленной педагогической деятельности по развитию мышления.

Наблюдения за поведением детей на занятиях по изобразительной деятельности показали: весьма часто задачи, которые ставит педагог, не отвечают их потребностям и интересам. Предлагая детям, скажем, рисовать воздушные шары, педагог хочет научить их изображать округлые формы. Но дети, конечно, не понимают значения этой программной задачи. Это во-первых. Во-вторых, рисовать просто так многим совсем не интересно. Конечно, воспитатель может просто воспользоваться своим правом взрослого. И, безусловно, младший дошкольник не будет сопротивляться. Он займет свое место за столом и покорно будет выполнять все указания. Однако

при этом не проявятся ни интерес, ни старания.

Важно уяснить одно: малышу, как любому человеку, кажется, что все, что он делает, непосредственно нужно кому-то. Но кому? В каком мире смогут найти свое применение яблоки, нарисованные на бумажных тарелках? Короткие мазки, изображающие траву. К счастью, такой мир существует! Этот удивительный мир кукол, которые ходят друг к другу в гости; там дружат зайцы, медведи и лисы; игрушки посещают парикмахерскую и магазины; обращаются к ребенку за помощью, если болеют. Только в этом прекрасном мире, который называется игрой, ребенок может и должен полноценно жить и учиться. Если мысленно перенестись в мир детской игры, то окажется, что именно эти яблочки и листочки очень нужны. Обитатели игрушечного мира сразу и с пользой для себя употребят все, что нарисовал, слепил или вырезал и наклеил ребенок.

Однако, соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно и обязательно соблюдает определенные правила:

Во-первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу (игровыми персонажами мы называем игрушки – объемные или плоскостные фигурки животных – домашних и диких, птиц). Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира;

Во-вторых – для того чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы, которые, кстати, очень просты и доступны. Вначале следует показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия (например, если на занятии дети будут учиться рисовать домик для белочки, то показываются маленькие игрушки или плоскостные фигурки бельчат, вырезанные из бумаги). Затем кратко, но достаточно убедительно педагог рассказывает, скажем, о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима, а у маленьких бельчат нет домика. Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился отклика у своих слушателей. Поэтому он раскрывает всю сложность и опасность; маленькие бельчата могут погибнуть от холода, голода и врагов. Но у этих зверюшек есть защитники, подчеркивает воспитатель, и указывает на ребят. Тем самым он ставит детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.