Смекни!
smekni.com

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки (стр. 6 из 10)

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.

Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Высокая эмоциональность дошкольников является характерной чертой восприятия музыки дошкольниками.

Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения.

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

2. Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.

Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 19 г. Сызрани Самарской области.

Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:

- констатирующий;

- формирующий;

- контрольный.

В эксперименте приняли участие 20 детей, в возрасте 5-6 лет, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.

2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 5-6 лет

Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей старшей группы.

Задачи констатирующего эксперимента:

1) определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у детей в экспериментальной и контрольной группах.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

- во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.

Отсюда следует, что диагностику проявления эмоциональной отзывчивости детей контрольной и экспериментальной групп необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: способность эмоционального сопереживания и способность целостного восприятия музыкального произведения.

Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости нами использовались методики А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунской и И.В. Груздовой.

Диагностика по методике А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской включила в себя три задания. Диагностика по методике И.В.Груздовой включала одно задание. (Приложение 1)

Выполнение заданий оценивалось по трехбалльной системе.

По завершению исследования по результатам четырёх заданий определялся уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка.

Критерии оценки основаны на уровнях освоения детьми образовательной программы «Детство» (раздел «Ребёнок в мире музыки») и адаптированы к условиям нашего эксперимента.

Уровни проявления эмоциональной отзывчивости

Низкий уровень (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. В познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

Средний уровень (9-6 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. При интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

Высокий уровень(12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Обладает музыкальной отзывчивостью; суждения осмыслены и обусловлены вычленением главных элементов музыкальной речи. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен, мотивирован. Знает средства музыкальной выразительности в объёме программных требований, может указать на некоторые из них. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные. (Таблица 2)

Таблица 2. Количественные показатели результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента

№п/п Фамилия, имя ребенка Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Общее кол-во баллов
Экспериментальная группа
1 Алия А. 1 1 2 1 5
2 Настя Г. 1 1 1 1 4
3 Саша К. 2 1 1 1 5
4 Леша К. 2 1 1 2 6
5 Владик М. 1 1 2 1 5
6 Даша Н. 2 1 1 2 6
7 Влада П. 3 2 3 2 10
8 Алена С. 2 2 2 2 8
9 Иван Ш. 1 1 2 1 5
10 Данила Ш. 1 1 2 1 5
Средний балл по группе 5,9
Контрольная группа
1 Софья Б. 2 1 2 2 7
2 Леша К. 2 1 1 1 5
3 Ваня Л. 2 2 2 2 8
4 Илья М. 3 3 2 2 10
5 Никита О. 1 1 1 1 4
6 Саша С. 2 2 2 2 8
7 Катя Ш. 1 1 2 2 6
8 Данила Ш. 2 2 2 2 8
9 Андрей Ш. 1 1 1 1 4
10 Лера Я. 1 1 1 1 4
Средний балл по группе 6,4

По результатам диагностики и в соответствии с критериями уровней развития музыкального восприятия дети были распределены по уровням. (Таблица 3)

Таблица 3. Качественные результаты диагностика на констатирующем этапе эксперимента.

№п/п Фамилия, имя ребенка Общее кол-во баллов Уровень сформированности
Экспериментальная группа
1 Алия А. 5 Н
2 Настя Г. 4 Н
3 Саша К. 5 Н
4 Леша К. 6 С
5 Владик М. 5 Н
6 Даша Н. 6 С
7 Влада П. 10 В
8 Алена С. 8 С
9 Иван Ш. 5 Н
10 Данила Ш. 5 С
Контрольная группа
1 Софья Б. 7 С
2 Леша К. 5 Н
3 Ваня Л. 8 С
4 Илья М. 10 В
5 Никита О. 4 Н
6 Саша С. 8 С
7 Катя Ш. 6 С
8 Данила Ш. 8 С
9 Андрей Ш. 4 Н
10 Лера Я. 4 Н

Анализируя результаты эксперимента можно констатировать следующее.