Смекни!
smekni.com

Рациональное и образное в учебном познании (стр. 3 из 3)

На каждом историческом этапе складывалась своя научная картина мира как конечный итог поиска единства и простоты, присущих множеству механических, электромагнитных или квантовых явлений и объектов. И каждая из таких картин в той или иной мере находила свое мировоззренчески-образное и социокультурное отражение в произведениях писателей и поэтов и в полотнах художников. Достаточно привести примеры из той же научно-художественной литературы.

О ньютоновской картине мира: "Ньютонианство — великая система в понимании мира. Оно пестовало человеческий разум в самом трудном его возрасте, когда надо было освобождаться от предвзятостей, отделить логику от мифа, утвердить математику как основу точного знания и тем окоротить произвол умственных игр, который породил столько ошибок и бед" (Б.Н. Агапов).

О теории относительности: "Эти экспериментальные факты, каждый на свой лад, покрывали глубокими трещинами фундамент прежнего здания физики... Люди будущего, они с пеленок усвоят относительность времени и пространства, как мы и наши деды-прадеды с пеленок усваивали абсолютность того и другого" (Д. Данин).

О космологии: "Человек смотрел в глаза Вселенной и веками искал свое место в ее беспредельных пространствах. Ощущение гордого мужества жизни постепенно нарастало в нем. Наконец человек победил звездный страх. И тогда Вселенная, отображенная в мыслях и чувствах человека, стала бесконечным продолжением Земли" (Г.Ф. Хильми).

Об ученом: "В нем есть непредвзятость мышления. Сознательно или бессознательно он классифицирует, систематизирует любые явления. Ученому необходимы строгие доказательства любых положений, любых деклараций, он всегда требует определений. На него действуют не столько эмоциональные призывы, сколько логика" (Д. Гранин).

Именно в научной картине мира, когда уже забыты обременяющие сознание подробности, в объективной точности и художественной форме проявляет себя плодотворность рационального и образного в объяснении и понимании мира природы: в обобщенном виде демонстрируется обоснованность разумом и сердцем физической картины мира, ее простота и единство.


Список литературы

1. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

2. Наука глазами гуманитария. М., 2005.

3. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры. М., 2003.

4. Щербаков Р.Н. Как уберечь молодежь от псевдонаучных представлений // Вестник РАН. 2000. № 9.

5. Мах Э. Познание и заблуждение. М., 2003.

6. Данин Д. Перекресток (Образы и формулы) // Избранное. М., 1984.

7. Хилъми Г.Ф. Поэзия науки. М., 1970.

8. Жизнь науки: Антология вступлений к классике естествознания. М., 1973.

9. Шрейдер Ю.А. Препятствие — логика // Природа. 1992. № 1.