Смекни!
smekni.com

Реализация регионального компонента по литературе во внеклассной работе (стр. 5 из 10)

Следует учитывать, что данная программа корректировалась с использованием 10-15% учебного времени на изучение регионального компонента. При этом учитель может по своему усмотрению отбирать художественные произведения для текстуального изучения, опускать некоторые вопросы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, наличия текстов художественных произведений и других условий, не нарушая при этом образовательных стандартов и логики изучения программы, включающей региональный компонент.

Цель курса «Литература с основами краеведения» - формирование и развитие духовного мира личности, обладающей культуросообразным поведением, в ходе систематического изучения художественных произведений омских авторов; развитие интереса к творчеству писателей и поэтов родного края.

Задачи курса:

1 .Сформировать у учащихся знания о родном крае, реальные представления об окружающем мире и природе, средствами краеведческой литературы.

2.Развить умение воссоздавать художественные образы литературных произведений омских авторов.

3.Развить эмоциональную сферу личности ребенка, его образное мышление, познавательную активность, приобщая к изучению художественной литературы, отражающей особенности жизнедеятельности нашего региона.

В 5 классе главное внимание при изучении литературного краеведения отводится устному народному творчеству. Изучаются загадки, пословицы и поговорки, сказки и т. д. жителей нашего региона.


Базовая программа 129 часов. Краеведческий компонент 7 часов.
Литература как вид искусства. Литература народов Сибири (1 ч.).
Устное народное творчество: Загадки, небылицы, потешки, нескладушки, считалки.Пословицы и поговорки русского народа. Бытовые сказки.Сказки о животных. Волшебные сказки.Волшебные герои и волшебные события. Анализ сказки (на выбор). Загадки, небылицы, считалки, нескладушки на материале сибирского фольклора (1 ч.). Пословицы и поговорки северных районов Омской области (1 ч.). Бытовые сказки народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Сказки о животных народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Волшебные сказки народов Сибири, северных районов Омской области (1 ч.). Анализ Сибирской народной сказки (на выбор) (1 ч.).

К концу 5 класса учащиеся должны:

1.Знать основы сибирского фольклора: сказки, загадки, пословицы, поговорки и применять его в разговорной речи.

02.Уметь отличать сибирский фольклор от общероссийского.

3.Классифицировать фольклор по тематике: дружба, взаимовыручка, доброта, любовь к родителям, трудолюбие.

4.Уметь высказывать собственные суждения о поступке литературного героя.

Уроки по хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой.

Программа по литературе 5 класс (102 часа) - научный редактор Курдюмова Т.Ф.

Введение

Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художе_ственным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства.

Теория. Искусство. Виды искусств.

Литература как искусство слова

Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Уче_ник как слушатель и как исполнитель — чтец художественного текста.

Теория. Общее понятие о тропах и фигурах.

Мифы народов мира

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Ми_фы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздни_ки. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворе_нии мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».

Теория. Миф. Виды мифов. Праздники и обычаи, связанные с мифологиче_скими представлениями о мире.

Устное народное творчество (фольклор)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообра_зие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взгля_дов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведе_ний русского фольклора.

Теория. Жанры фольклора. Детский фольклор.

Былины

Былины - русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители («сказывание» былин).

Теория. Былина как русский народный эпос. Былина «На заставе богатырской». Герои былины:

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Их облик и поступки. Си_ла и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и музыке.

Теории. Сюжет. Гипербола.

Былина « Святогор - богатырь». Рассказ о Святогоре-богатыре из «Первой русской киши для чтения» Л. Н. Толстого. (Запись былины П. Н. Рыбникова.) необычайная сила и могущество Святогора. Святогор и Микула Селянинович. Причи_на поражения Святогора превосходства Микулы. Особенности былинного стиха.

Теория. Постоянный эпитет, (сравнение и отрицательное.)

Русские народные сказки

Сказки как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.

Теория. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.

Русский народный театр

Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярма_рок и гуляний. Герой кукольных пьес — озорник Петрушка. Синкретический харак_тер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

Театр. Пьеса. Сцена. Особенности построения и оформления драмати_ческого произведения: афиша, акт, действие, явление, реплика, ремарка.

«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка как люби_мый герой массовых народных гуляний. Его остроумие, изобретательность, озорст_во и смелость. Поединки Петрушки с его врагами. Социальная острота этих столк_новений. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Теория. Особенности кукольного театра. Диалог в пьесе.

Русская литература XIX века

Русская классическая литература XIX века. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Теория. Классика. Классическое произведение.

Иван Андреевич Крылов. «Свинья под Дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале века. Великий баснописец Кры_лов. Басни: «Свинья под Дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осел и Мужик». «Свинья под Дубом». Обличение воинствующего невежества. Невежа и невежда. Злободнев_ность морали басни «Свинья под Дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен. Басня и ее читатели: Г. X. Андерсен. «Эта басня сложена про тебя». Саша Черный. «Люся и дедушка Крылов».

Теория. Басня. Аллегория. Олицетворение. Мораль басни.

Василий Андреевич Жуковский. «Спящая царевна». «Лесной царь». За_гадки в стихах. Детство Жуковского. Дружба с Пушкиным. Состязание в создании сказок. «Спящая царевна». Сюжет и герои сказки. Баллада «Лесной царь». Трагиче_ские события баллады. Стихотворные загадки поэта. Роль метафоры в этих загадках.

Теория. Сказка в стихах. Загадка в стихах. Баллада. Ритм и рифма в стихо_творном тексте. Метафора.

Александр Сергеевич Пушкин. «Няне». «Бесы». «Зимняя дорога». «Зим_ний вечер». «Руслан и Людмила». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина. «Няне». «Бесы». «Зимняя дорога». «Зимний вечер». Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение сказок, изученных в начальной школе).

Поэма «Руслан и Людмила», Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, сопер_ники и враги. Людмила — героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил в поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость кра_сок сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Теория. Поэма. Двусложные стихотворные размеры русского стиха. Стопа. Ямб.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...». «Парус». «Из Гёте». Детство поэта. Родное гнездо — Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения «Парус», «Из Гёте» («Горные верши_ны...»), в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория. Рифма.

Николай Васильевич Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Го_голя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народ_ным повестей Гого_ля. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в рассказе о пропавшей грамоте. Словари, ко_торые Гоголь создавал для своих читателей. Язык повести.

Теория. Поверье. Былинка. Типы пересказов.

Иван Сергеевич Тургенев. «Му-Му». Детство в Спасском - Лутовинове. Исто_рия создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Контрастное изображение героев. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Причины его самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тур_генева (описание пути Герасима в родную деревню). Теория. Портрет в литератур_ном произведении.

Родная земля в лирике русских поэтов XIX века.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). И. А. Некрасов. «Соловьи». И. С. Никитин. «Русь». Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер». «Листья». А. А. Фет. «Весенний дождь». «Летний вечер тих и ясен...». «Моя Ундина». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов. Теория. Стихотворные размеры. Ямб и хорей. Защита Отечества в русской литературе XIX века