Смекни!
smekni.com

Роль ролевых игр в развитии ребенка (стр. 2 из 4)

Коварство этой ситуации в том, что её последствия становятся очевидны далеко не сразу, ведь дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых и продолжает их слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а взрослые теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают ужасаться эмоциональной чёрствости своего отпрыска, его расчётливости или примитивности его интересов. Но изменить уже окрепший эмоционально-смысловой стереотип видения мира и поведения в нём теперь гораздо сложнее и удаётся далеко не всегда.

Другой важный аспект - это развитие структуры игры. Если с ребёнком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера...

Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого.

Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребёнка.

В игре ребёнок свободен и сам определяет свои действия, учится взаимодействовать с другими людьми - как сверстниками, так и взрослыми - на равных. Занятие же всегда связано с выполнением заданий, которые даёт взрослый, учит выслушивать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с нею. Занятия в большей мере развивают операционально-техническую сторону деятельности ребёнка, иначе говоря, позволяют ему овладеть новыми средствами и способами действия. Игра же развивает прежде всего мотивационные и эмоционально-личностные возможности малыша, стимулирует формирование его собственной познавательной и творческой активности.

Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы, но собственная познавательная активность у них не развивается, а иногда даже и деградирует.

Более того, пренебрегая игрой дошкольников и всё больше насыщая их жизнь различными учебными занятиями, мы можем спровоцировать реальное сокращение и обеднение дошкольного возраста как самоценной эпохи детства. Неизбежным следствием этого станет эмоционально-личностная примитивность и неразвитость воображения в сочетании с ранней интеллектуализацией. В результате мы можем получить поколение личностно неразвитых и лишённых творческого воображения интеллектуалов.

Ещё одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в "непроработанности" эмоциональных впечатлений - страха, возмущения, обиды и других. Непереработанные и "непереваренные" впечатления оседают в душе ребёнка грузом проблем и приводят к появлению "необъяснимых" страхов и слёз, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.

Игры-имитации и другие формы действий с игрушками Ролевым играм противостоят неосмысленные действия или действия с упрощённым смыслом: запускание машинки с мигалкой, разламывание игрушек, стучание по столу и так далее. Такие упрощённые игры возникают, когда взрослые не играют с ребёнком и он оказывается предоставлен сам себе. В результате внутренний мир такого ребёнка формируется очень скудным, и если только впоследствии жизнь не заставит его развиваться, он будет обречён на довольно примитивное существование.

От ролевых игр стоит отличать и игры-имитации. Это игры с игрушками, воспроизводящими мир реальных и фантастических человеческих предметов: игры со всевозможными машинами, поездами, роботами, бытовой техникой, одеванием и переодеванием кукол, расстановкой кукольной мебели и так далее. Они отличаются от ролевых игр прежде всего тем, что ребёнок не берёт на себя какую-либо роль и не придумывает ход событий, а действует по "логике" игрушки: запускает поезд по железной дороге, надевает на куклу новое красивое платье или "звонит" по игрушечному мобильнику.

В играх-имитациях могут участвовать те же игрушки, что и в ролевых играх, но в них практически нет сюжета или он очень прост - малыш просто запускает машинку или железную дорогу, наряжает Барби или поднимает кубики с помощью игрушечного подъёмного крана. Кроме того, игрушки в имитационных играх должны быть как можно более точными копиями настоящих машин, поездов, одежды, украшений и так далее. Наиболее обширны две группы игр-имитаций - технические (всевозможные машины, железные дороги, подъёмные краны, роботы, военная техника) и кукольные (мир Барби и её многочисленных аналогов, всевозможные кукольные наряды, мебель, бытовая техника, дома и так далее).

Если ролевые игры знакомят ребёнка с миром людей, их занятий и взаимоотношений, то игры-имитации знакомят его с миром человеческих вещей и помогают ему этот мир освоить.

Чем отличается игра-имитация от ролевой игры? Игра-имитация не требует от ребёнка активности воображения: включил или запустил машинку, и она сама едет и удерживает внимание ребёнка; одеваешь новое платье на Барби (особенно роскошные вечерние туалеты) - и смотришь, как хорошо получилось, потом меняешь наряд, или сравниваешь с куклами подружек, или думаешь, что бы ещё добавить. В отличие от ролевой игры, ребёнок не придаёт здесь игрушке какого-то нового смысла, он просто действует по "логике" игрушки и получает удовольствие от вызываемых игрушкой эффектов.

Игры-имитации не дают такого развивающего эффекта, как ролевые игры, и если ребёнок играет только в имитации и не играет в ролевые игры, у него не будет развиваться воображение; кроме того, он будет способен вступать лишь в очень простые взаимоотношения с другими людьми, будет плохо понимать чужую точку зрения и часто ссориться с другими детьми. Если не умеющий играть в ролевые игры ребёнок общителен, он часто становится навязчивым и драчливым и, несмотря на свою общительность, не пользуется популярностью у детей. Если же он малообщителен, игра-имитация - в отличие от ролевой - не помогает ему выстраивать устойчивые отношения с другими детьми, и он либо играет один, либо может становиться жертвой, у которой отбирают игрушки.

Впрочем, иногда "имитационные" игрушки помогают ребёнку вступить в контакт с другими детьми. Например, выйдя во двор с игрушечным самолётиком или роскошной куклой, он легко может на время оказаться в центре внимания. Но для построения устойчивых взаимоотношений этого мало. Нужен ещё взрослый или старший ребёнок, который сможет организовать общую игру с этим самолётиком или куклой.

С одними и теми же игрушками можно играть и в ролевые, и в имитационные игры. Как понять, какого рода игры малыш предпочитает? Постоянные просьбы о новых игрушках, особенно эффектных, - признак игр-имитаций, ибо ребёнок пресыщается одними и теми же эффектами и хочет новых. Если, получив новую игрушку, малыш довольно быстро её забрасывает - это тоже признак склонности к игре-имитации. Кроме того, вы всегда можете спросить ребёнка: "Во что ты играешь? Что у тебя в игре происходит?" И если его ответ повторяет название игрушки ("В машинку", "В Барби") - значит, тут царит имитация. Если же малыш начинает рассказывать вам о событиях, которые происходят в игре, или хотя бы о действиях персонажей, то он, скорее всего, играет в ролевую игру.

Опасны не эффектные игрушки как таковые - опасно неумение ребёнка играть в ролевые игры. Сами-то эти игрушки полезны - знакомя ребёнка с миром вещей, они помогают ему быть на "ты" с современной техникой и аксессуарами. Ребёнок, умеющий играть в ролевые и конструктивные игры, поиграв с новой эффектной игрушкой, всегда начинает включать её в ролевую игру или вносить в имитацию элементы ролевой или конструктивной игры (например, собирать железную дорогу разными способами или придумывать историю про путешествие паровозика).

Этапы развития сюжетно-ролевой игры и последствия её недоразвития В наиболее простые ролевые игры начинают играть практически все дети. А дальше всё зависит от родителей и других взрослых: если они много играют с малышом, его игры постепенно становятся всё более сложными и интересными.

Как правило, малыши с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой, если только она не чересчур сложна для ребёнка. Играя со взрослым, малыш подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает всё более сложные формы игрового поведения.

Поэтому сначала новый уровень игры достигается именно в совместных со взрослым играх, и лишь постепенно к этому уровню подтягивается спонтанная игра малыша.

Если же взрослые (или старшие дети) мало играют с ребёнком, развитие его игровой деятельности обычно останавливается на одной из ранних стадий. А соответственно, тормозится и развитие его внутреннего мира.

Давайте рассмотрим основные этапы - или уровни - развития ролевой игры.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых. Сюда относятся игры типа "укачивание малыша", "накладывание еды в тарелку", "вождение машины" и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

По сути, это переходная ступень от простого подражания к ролевой игре; такие игры появляются спонтанно даже у тех детей, с которыми взрослые вообще не играют. Воображаемой ситуации в полном смысле слова здесь ещё нет, есть лишь её зачатки в виде игрового смысла предметов. Нет и полного отождествления себя с ролью: малыш целиком поглощён самим действием и может ещё не считать себя в игре мамой, которая укладывает малыша, или водителем, который куда-то едет.