Смекни!
smekni.com

Создание скульптурного образа на уроках изобразительного искусства в начальной школе (стр. 2 из 6)

В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников. Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения размещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половины объема, рельеф называют высоким (горельеф), если меньше — низким (барельеф).

Скульпторы говорят, что произведение рождается в эскизе из глины, а затем возрождается в материале. Мастерская скульптора — холодное, чаще всего сырое помещение. Мокрыми тряпками покрыты глиняные модели, стоят каркасы из проволоки и деревянных дощечек для статуй, на полках — гипсовые слепки, на полу— глыбы камня.

Скульптура требует таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда. В Древней Греции существовала хрисоэлефантинная техника: на деревянный остов накладывались пластины из золота для изображения одежды и пластины из слоновой кости для изображения тела. В этой технике знаменитый скульптор Фидий сделал колоссальную статую Зевса, слывшую в древности одним из семи чудес света.

Скульптура может быть раскрашена и не раскрашена. Скульптура Древнего Востока, Греции, готики, эпохи модерн признавала раскраску, употребляла цветные материалы. Высокое Возрождение, классицизм считали раскраску недостойным подлинного искусства приемом. Знаменитая Венера Милосская создана из двух кусков мрамора: ее обнаженное тело высечено из паросского мрамора, одетая же часть фигуры — из мрамора другой породы, причем шов между двумя кусками мрамора не совпадает полностью с границей между одетой и обнаженной частями.

Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).

Бенвенуто Челлини, знаменитый итальянский скульптор XVI в., в «Трактате о скульптуре» пишет: «Скульптура, по меньшей мере, в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».

Характер одежды и драпировок, ритм их складок, силуэт (прерывистый или сплошной), распределение света и теней — все активно участвует в создании образа статуи. Античные скульпторы Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, считая человека высшим созданием природы, искали идеальные формы и пропорции облика человека, фигуры мужской и женской.

В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.

Таким образом, можно сделать вывод, что керамические промыслы начали свое развитие уже в ранние эпохи и имели огромное значение в жизни людей.

1.2 Особенности работы с глиной и пластилином

Прежде чем начать работу, нужно приготовить и положить около себя на куске сырой тряпки ком лепной глины, стеки, поставить банку с водой.

При лепке оформляют глину и вообще работают большим пальцем правой руки и только для получения острых и резких углов, а также при отделке тонких частей пользуются стеками.

Лепные работы принадлежат к разряду довольно грязных. Поэтому, если для лепных работ нет отдельного помещения, столы необходимо покрывать полиэтиленовой пленкой и следить, чтобы глина не падала на пол.

Работать можно и сидя, и стоя. Последнее предпочтительнее, так как допускает большую свободу движений, не искривляет позвоночник, позволяет осматривать «скульптуру» со всех сторон.

В работе с детьми по лепке чаще всего используют пластилин, который удобнее в хранении и не требует особых приготовлений в процессе лепки, да и грязи от него почти не бывает.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

Главные инструменты для лепки, особенно для начинающих, — пальцы. В дополнение и на помощь им берутся стеки. Это тонкие, хорошо отшлифованные, слегка изогнутые палочки. Концы их могут быть заостренными, закругленными или с зазубринками. Делаются они из твердых пород деревьев (бук, дуб, граб) и перед шлифовкой провариваются в олифе. Это делается для того, чтобы они не разбухали при работе и не меняли форму.

Лепить удобнее всего на столе или ровной деревянной или виниловой доске. Некоторые работы, такие как барельеф и горельеф, выполняются на почти вертикально стоящих досках.

Лепить нужно обеими руками, это ускоряет работу и одновременно развивает левую руку, что может пригодиться для других работ и занятий.

Для того, чтобы лепить с натуры, нужно поставить ее перед собой, хорошо осмотреть, по возможности ощупать. Нельзя брать на первый раз сложной, детализированной натуры, нужно лепить что-нибудь попроще: яблоко, сливу, грушу, свеклу, грибы.

Занимаясь лепкой, надо помнить, что не стоит лепить все подробности, все мелочи. Необходимо передать самое главное, самое существенное, то, что отличает один предмет от другого, или то, что характерно для животных, человека, их движения, настроения.

Не всегда можно завершить свою «скульптуру» за один урок, иногда на это уходит несколько дней. Поэтому после окончания занятий (да и во время перерывов), чтобы «скульптура» не пересохла, ее нужно покрывать влажными тряпками, плотно прилегающими к ее поверхности. Точно так же надо предохранять от высыхания и ком глины, из которого ее делают. Если «скульптура» пересохнет, то будет невозможно внести поправки и уточнения.

Лепка может быть разных видов. Если она чуть выступает над гладкой поверхностью, как, например, растительные орнаменты, буквы и цифры на монетах, портретированные лица на медалях, то это барельеф;если фигуры и предметы сильно выступают из гладкого плоского фона, так, что почти сохраняют свою естественную трехмерность, это горельеф;третий вид лепки — вазы, кувшины, круглая скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия народных промыслов.

Лепка обязательно должна идти параллельно с рисунком. Необходимо приучать детей к строгому соблюдению формы изображаемых предметов и достаточно точному ее выражению, будь то в рисунке или в лепной работе.

На первом занятии следует нарисовать ряд геометрических фигур на классной доске и предложить учащимся воспроизвести их. При этом необходимо давать словесные определения линий, углов и поверхностей, которые изображаются на доске.

Это придает ему динамичность, как бы сообщая поступательное движение.

После лепки простых геометрических тел можно приступить и к сложным предметам, имеющим округлые формы и приближающимся к форме геометрических тел. Например, несколько видоизменяя шар, можно переделать его в яблоко, персик или грушу. Из цилиндра, сминая его или несколько подрезая, можно получить огурец, баклажан, бутылку, кувшин и другие предметы-образы.

Таким образом, мы выявили, что при работе с пластичными материалами, педагог должен показать и рассказать детям особенности работы с данными материалами.

1.3 Народная глиняная игрушка

Для успешного овладения навыками декоративной лепки преподаватель использует предметы декоративно-прикладного искусства и в частности художественные изделия народных умельцев. И чем раньше будут знакомить детей с народным творчеством, тем свободнее они смогут применять элементы декоративного оформления в своих работах.

Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус.

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике — «Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

Точных сведений о возникновении этого праздника нет. Однако известно, что в XIX в. он стал в этой местности все народным праздником с торгами, ярмаркой и гуляньем.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями, Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А. А. Мазурина, Е. 3. Кошкина, 3. В. Пенкина. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.